Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

Искушение Интернетом

Благодаря РНЛ я неожиданно для себя стал "теоретиком" православного интернета. Уже несколько раз, когда появляются какие-то темы и проблемы, связанные с нетом, редакция РНЛ обращается ко мне за комментарием. Первая реакция обычно бывает: я не специалист, что я могу сказать на эту тему? Но с другой стороны, я ведь пользуюсь интернетом и должен как-то осмысливать свое пребывание в нем. Тогда появляются следующие мысли, которые я излагаю уважаемой редакции (по мобильнику, - этим объясняется краткость и незавершенность!). За последние года полтора я уже раза три изъяснялся на эту тему. В послдний раз это произошло вечра. Предлагаю перепост с РНЛ.

«Я воспринимаю Интернет как самый большой амвон Слова Божия». Протоиерей Геннадий Беловолов о значении всемирной сети в нашей жизни …

«Российская газета» опубликовала статью кандидата технических наук, в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами, одного из отцов-основателей IT-отрасли России Игоря Ашманова об итогах 2012 года в сетевом пространстве и перспективах развития Интернета в 2013 году. Основные положения статьи Игоря Ашманова анализирует в интервью «Русской народной линии» настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов.

ЭРА ИНТЕРНЕТА

"Как говорят на Востоке, легко выпустить джинна из бутылки, но потом невозможно его вернуть обратно. Это можно сказать об Интернете. Джинн выпущен, Интернет уже не ликвидируешь никаким президентским указом. Интернет надо признать как новую реальность истории человечества. Теперь уже очевидно, что мы вступили в новую эру, название которой еще не придумали, но можно поупражняться в неологизмах: "нетолит" (От неолита к «нетолиту»!), или же «Интернетвековье» ("Назад к "Интернетвековью"!, или же «интернетционал» ("Даешь Пятый Интернетционал!") и т.д. Как бы не назвали наше время потомки, они будут говорить о нем как об эпохе наступления всемирной эры интернета в истории человечества.

НОВЫЙ ТИП ОРУЖИЯ

Интернет меняет человечество на глазах, и этот процесс застал нас врасплох. В связи с этим возникает множество важных социальных, нравственных, политических и даже религиозных проблем. Те мысли, который высказал уважаемый господин Ашманов как раз и нащупывают эти болевые точки появления интернета.

Если начать с глобальных вопросов, то это прежде всего вопросы государственной безопасности стран и народов. Интернету оказалось подвластно то, что невозможно ни одному виду оружия. Не надо пересекать тайно границ, не нужно запускать беспилотники, не требуется никакого ядерного или химического оружия. Интернет в считанные секунды достигает любой точки планеты. Нет ни одной страны, которая имеет ПРО против Интернета. Это мощнейшее информационное оружие, которое свободно поражает в любой стране. Пресса, телевидение, радио, «вражьи голоса» меркнут перед могуществом и «вездесущием» Интернета. Для интернета нет никаких суверенных границ и законов.

За последние годы мы стали свидетелями нескольких интернет-революций и интернет-переворотов, к счастью, пока за рубежом. Теперь уже понятно, что ни один социальный катаклизм на земле не обойдется без участия Интернета.

События годичной давности на Болотной площади показали, что к нам также пристреливают это оружие. Если мы не задумаемся о нашей политической безопасности, то можем так же потерпеть поражение, как в свое время проиграли «Холодную войну», и остаться у разбитого корыта России.

ИНТЕРНЕТ КАК ИСКУШЕНИЕ

Но Интернет нарушает не только суверенитет государств, главное – он взламывает суверенитет наших домов, суверенитет личности, вторгается в пределы личной жизни и занимает центральное место в ней. Интернет становится культовым явлением, претендуя быть новой религией человечества. По степени влияния на человека, и месту в его духовной жизни он может быть сопоставлен только с религией. Он пленяет душу и может полностью заменить человеку духовную жизнь. Человек незаметно для себя становится приставкой к этому техническому устройству. Интернет может стать самым страшным наркотиком в истории человечества.

На чем основана сила власти Интернета?

Интернет обращается к аудитории дифференцировано – лично к каждому пользователю. С одной стороны, действует «эффект толпы», но, с другой стороны, каждый сидит у своего компьютера один и чувствует себя центром Вселенной.

Думаю, что святые отцы обратили бы внимание на то, что сила влияния интернета основана на наших страстях. Он дает каждому полную свободу самовыражения, полную свободу слова. Именно в Интернете, кто был никем, становиться всем. Здесь можно совершенно безответственно осудить всех и вся, безнаказанно оклеветать и оскорбить любого, нахамить, кому угодно, не неся за это никакой ответственности.

Я вижу главную опасность в том, что в интернет-пространстве всё позволено. Снимаются все моральные и нравственные запреты, человек остается наедине с собой пред всем белым светом. Я уже как-то приводил сравнение интернета с рассказом Достоевского «Бобок», что Интернет – это некое зазеркалье, где человек общается со всем миром из своего подполья и выносит в мир не самое лучшее, что есть в нем, оставаясь анонимом.

Поэтому уже выработался определенный дресс-код среднего блогера и этикет поведения в блогосфере. «Как себя хорошо вести» в интернете, означает прежде всего всеобщий критицизм как идеологию, циничное осмеяние как формула отношения к миру, особый «аффтарский» язык, перемешанный с нецензурной бранью как лексический стиль.

Надо отметить, что успех Интернета в России объясняется еще и нашей исконной природной доверчивостью к написанному слову. Это проявление информационного патернализма, по принципу: то, что написано в интернете, не вырубишь и топором. Но здесь нам скорее нужно помнить другую русскую мудрость: доверяй, но проверяй.

Все это делает Интернет для человека великим искушением XXI века. В чем-то оно напоминает искушение Христа в пустыне. Человек также находится в Интернете один, «в пустыне» одиночества. Лукавый при этом показывает ему все «царства мира». Остается непраздный вопрос: устоит ли перед ним человек как устоял Господь?

АСКЕТИКА ИНТЕРНЕТА

Из этого, безусловно, следует необходимость духовной осторожности и «трезвенности». Требуется особая техника безопасности в Интернете. Аскетические правила борьбы с помыслами, выработанные еще древними отцами православного монашества в пустынях Палестины и Египта, может быть, как никогда требуются именно сейчас при работе в Интернете. Требуется разработка такого нового понятия как «аскетика интернета», жизненно необходима богословская разработка по теме «Духовное руководство для интернет-пользователей». Кратко сказать, пользователь интернетом должен быть аскетом.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ АМВОН

Какие же выводы можно сделать в таком кратком размышлении?

Интернет не отменить и не запретить. Сила энергии Интернета не уступает силе ядерного взрыва. Интернет может взорвать не то что отдельные города, а целые страны и целые народы. Отсюда напрашивается и главный вывод: надо направлять и использовать эту энергию в мирных целях, надо научиться «обогащать» Интернет духовным началом.

Поэтому Интернет требует одухотворения и освящения. На нас, христианах, лежит большая миссия «воцерковить Интернет», посвятить его служению Господу Богу, сделать его местом прославления Имени Божия, чтобы он был воплощением не преисподней, а духовной сферой. Господь заповедал нам молиться: «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли». Почему мы должны из этого исключать интернет-пространство?! Я считаю, что православный человек должен свидетельствовать о Боге и Его правде в интернет-пространстве, не дать засеять это поле плевелами, а взращивать добрую пшеницу. Думаю, что необходимы и конкретные богослужебные меры по воцерковлению интернета: усвоение небесного покровителя Интернету (в России многие считают таковым свт. Феофана Затворника), чинопоследование освящение компьютера, молитва перед входом в интернет и т.д.

По крайней мере, я воспринимаю Интернет именно так – как самый большой амвон Слова Божия. Или же перефразируя слова Гоголя, можно сказать: Интернет «ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Tags: Православие, РНЛ, интернет
Subscribe

  • СТИХИ В ДОРОГУ КРЕСТОХОДЦАМ

    ДОБРОГО ПУТИ, КРЕСТОХОДЦЫ! И день, и ночь, и в зной, и в стужу Идет народный крестный ход, Свершая всю дорогу службу, Незыблемо который год.…

  • СВЯТОЙ ВЛАСИЙ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПАСТВЫ

    Сегодня в Сомино престольный праздник святого Власия. С ним я познакомился, когда еще был студентом филологического факультета и мы на занятиях…

  • ИСТОРИЯ КАРТИНЫ, КОТОРУЮ Я УВИДЕЛ 20 ЛЕТ СПУСТЯ

    Говорят, что Сомино — живописное село. Это доказывают художники, которые часто приезжают сюда на этюды. Некоторые такие творческие командировки…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • СТИХИ В ДОРОГУ КРЕСТОХОДЦАМ

    ДОБРОГО ПУТИ, КРЕСТОХОДЦЫ! И день, и ночь, и в зной, и в стужу Идет народный крестный ход, Свершая всю дорогу службу, Незыблемо который год.…

  • СВЯТОЙ ВЛАСИЙ ОСТАЛСЯ БЕЗ ПАСТВЫ

    Сегодня в Сомино престольный праздник святого Власия. С ним я познакомился, когда еще был студентом филологического факультета и мы на занятиях…

  • ИСТОРИЯ КАРТИНЫ, КОТОРУЮ Я УВИДЕЛ 20 ЛЕТ СПУСТЯ

    Говорят, что Сомино — живописное село. Это доказывают художники, которые часто приезжают сюда на этюды. Некоторые такие творческие командировки…