Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

Рождество на дальнем приходе или Как рождаются колядки

Рождество, как и предыдущие 20 лет, я встречал в Сомино. Собственно, у меня в этот день бывает не одно, а три Рождества: по количеству приходов. В храме свв. Петра и Павла в Сомино я служил ночную Рождественскую службу. До полуночи совершили Великое Повечерие и Утреню. На великом славословии при пении Трисвятого совершили Крестный ход вокруг храма – как раз ровно в полночь – и запустили традиционный фейерверк.
К этому времени в храм собирается множество народа – как из самого Сомино, так из окрестных сел. В этом году особенно много людей приехало из Пикалева. Там почему-то не было ночной службы, и народ хлынул к нам.
После полуночи прочитали Часы и служили Литургию. А перед Литургией совершил чин вручения рождественских подарков детям. В прошлом году я писал уже о том, что на ночную Рождественскую службу к нам приходит много детей. Этот год не стал исключением, несмотря на то, что детский лагерь близ Сомино по непонятным причинам не был открыт.
В этом году мы не просто раздавали игрушки, а оформили подарки. Заранее купили праздничную упаковку, закупили шоколадки и разнообразные сладости, собрали игрушки. Так что, каждый ребенок, пришедший встречать Рождество Христово, находил в подарке что-то вкусное и интересное для игры. Никогда не знаешь заранее, сколько придет детей, но слава Богу, подарков хватило. Приятно выступать в роли «Деда Мороза»и делать маленькие подарки детям. На Литургию остались только самые верные. Естественно, все оставшиеся причастились в эту Святую ночь.
Разговлялись до 5 часов утра.
А в самый День Рождества к 12 часам дня ездил в Подборовье в храм св. Иоанна Кронштадтского. Дорожные службы, судя по нечищенным дороге, «празднуют Рождество». Вместо обычных получаса добирались до Подборовья почти целый час. Езда по такой дороге напоминала скорее катание на снегоходе. При скорости чуть больше 30 км/ч машину начинало кидать из стороны в сторону.
Подборовский храм является «детским» приходом. Сегодня на службе, наверное, детей было не меньше, чем взрослых. После праздничного молебна стали петь колядки и среди прочих исполнили и нашу собственную колядку – «Подборовскую».
Эта колядка была создана у нас на приходе 15 лет назад. Тогда, в еще «долеушинский период», у меня хватало времени и сли ходить с детьми по домам прихожан и славить Христа. Я объяснял принципиальную разницу между колядованием и христославлением. Колядование – традиция пограничная с язычеством. А вот христославление – это наш, старый добрый православный обычай. Христославы ходили с Вифлеемской звездой и пением Праздничного тропаря и кондака по домам подобно Евангельским волхвам и пастухам. Вот так и мы, изготовив восьмиконечные Вифлеемские звезд на шестах, фонарики с огоньками, а главное – с иконой Рождества Христова, ходили по ночному заснеженному селу от дома к дому по узким тропинкам среди высоких сугробов. Как сейчас помню моих подборовских христославов: Сашу Ушакова, Настю Самутову, Веру Бобкову, Валю и Таню Ховановых, Максима, Вику и других.
Кроме тропаря мы распевали старые русские колядки. Однако репертуар был небольшой. С детьми разучили две колядки: «Рождество Христово, Ангел прилетел…» и «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин…». Ходили мы долго, обходили почти все село. Так что после часа такого крестного хода даже веселые колядки немножко приелись. И когда очередной раз мы спели о прилетевшем Ангеле, я предложил: «Дети, а давайте сочиним нашу собственную колядку, Подборовскую». Дети удивленно посмотрели на меня: дескать, как можно самим сочинять колядки? А я тут же предложил первую строку:
«Днесь по Подборовью с батюшкой идем…»
И они сразу мне ответили:
«И колядки весело поем». Но тут требовалась редактура. В итоге у нас получилось:
«И колядки Богу весело поем». Припев мы для начала взяли из первоначальной колядки:
«Вы, люди, ликуйте, все днесь торжествуйте, днесь Христово Рождество»
- Ну а дальше о чем будем петь? Давайте про наш храм.
И я начал:
- Храм наш…
- деревянный! – раздалось в ответ.
- Чудом вырос он! – продолжил кто-то.
Мне не осталось ничего, как завершить рифмой: «Всех зовет а службу колокольный звон».
- Ну а припев? – спросил я.
Дети уже почувствовали вкус вдохновения и сами его сочинили:
«Придите, молитесь, Христу поклонитесь, днесь Христово Рождество».
Сочиненные четверостишия нас очень обрадовали. И захотелось продолжения.
- Ну а кому посвящен наш храм? – спросил я.
- Иоанну Кронштадтскому – ответил хор – Он наш покровитель.
- Батюшка с нами, празднует Рождество. Давайте сочиним колядку про него. Первая строка уже готова:
«Иоанн Кронштадтский – покровитель наш».
Но на этом дело неожиданно застопорилось. К слову «наш» не так просто было придумать подходящую рифму. «Лаваш», «Бумбараш» и «паж» - явно не подходили. Дети от меня ждали решения трудной проблемы. Но у меня наступил творческий кризис. И тут неожиданно пятиклассница Вера Бобкова тонким чистым голоском (она у нас пела на клиросе) предложила вариант: «даждь». И тут же родилась строка:
«Преумножи веру и любовь подаждь».
- Припев должен быть тоже про Иоанна Кронштадтского. Можно что-нибудь о Причастии – ведь Батюшка даже на иконе изображен с Потиром.
В итоге родился такой припев:
«Придите, молитесь, Таин причаститесь, днесь Христово Рождество».
Увлеченные творчеством, мы сами не заметили, как подошли к последнему дому.
В храм возвращались, довольные обретением новой колядки, которую исполнили в завершение пред иконой Иоанна Кронштадтского.
Теперь каждый год мы поем эту колядку на Рождество. За 15 лет те, кто ее сочинял, сами стали мамами и папами, и научили ей своих детей, которые сегодня ее вновь исполнили под сводами храма. Может быть, когда-нибудь ученые этнографы запишут эту колядку как образец русского фольклора. Ну а мне посчастливилось быть свидетелем рождения фольклорного произведения.
Сегодня после службы в Подборовье, я ездил и в третий свой приход Божией «Скоропослушницы» в с. Заборье, где в три часа дня также был Рождественский молебен. Правда, в Заборском приходе детей у нас значительно меньше – сегодня присутствовало только две девочки. Кстати, мы тогда сочинили Заборскую колядку – буквально на другой день. Решили, что у каждого прихода должна быть своя колядка. Но к сожалению, она, что называется, в народ не пошла. Вот такие разные исторические судьбы у двух колядок.

Чтобы облегчить труды будущих фольклористов, публикую текст Подборовской колядки.

Днесь по Подборовью с батюшкой идем
И колядки Богу весело поем.
Вы, люди, ликуйте,
Все днесь торжествуйте –
Днесь Христово Рождество!

Храм наш деревянный, скоро вырос он.
Всех зовет на службу колокольный звон
Придите, молитесь,
Христу поклонитесь –
Днесь Христово Рождество!

Иоанн Кронштадтский – покровитель наш,
Преумножи веру и любовь подаждь.
Придите, молитесь,
Тайн причаститесь –
Днесь Христово Рождество!

Всех читателей моего блога сердечно поздравляю с Рождеством Христовым!
Tags: Заборье, Подборовье, Рождество_Христово, Сомино, дети, стихи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments