Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Как я встретил 20-летие своей хиротонии

Самый главный праздник у каждого человека – это его день рождения. У некоторых воцерковленных людей более важным становятся крестины или день ангела.
Я также исправно праздновал свой день рождения как главный праздник до 1992 года, когда я стал священником.
После рукоположения я понял, что у меня теперь на всю оставшуюся жизнь главным днем стало 22 ноября – день моей священнической хиротонии. Этот день стал для меня одновременно и днем рождения, и крестинами, и днем ангела. Днем рождения - потому что я в этот день действительно как будто родился заново. Крестинами – потому что в этот день воспринял от Господа крест иерейского служения. А днем ангела – потому что в этот день празднуется икона Божией Матери «Скоропослушница», которую почитаю покровительницей своего служения. Если сказать кратко, то этот день разделил мою жизнь на две части: до – и после.
Думаю, что такие мысли не мне одному пришли в голову. Предполагаю, что многие батюшки согласятся с мною.
Я был рукоположен 22 ноября 1992 года приснопоминаемым митрополитом Иоанном в Троицком соборе Алекандро-Невской лавры. Это было ровно 20 лет тому назад.
Сам чин рукоположения совершается на Великом входе Литургии. Как сейчас помню, как на пении «Иже херувимы» я еще диакон стоял с покрытой воздухом головою на солее у царских врат, как надо мною раздался зычный возглас начала хиротонии «Повели, владыка» и протодиаконы действительно повели меня царскими вратами в алтарь к престолу Божию. Тогда я невольно вспомнил евангельские слова Христа сказанные апостолу Петру: «Егда бе юн, поясашеся сам, и хождаше аможе хотяше, егда же состареешися… ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши» (Ин.21,18). Но меня повели туда, куда я очень хотел.
Помню, как два священника в алтаре трижды обводили меня вокруг престола, твердо держа под руки и тихо подсказывая, что нужно делать. Это были архимандрит Симон, ныне архиепископ Мурманский и Мончегорский, и протоиерей Игорь Мазур, тогда настоятель собора. Помню, как я преклонив колена пред престолом Божиим, возложил на него свою голову на крестовидно сложенные руки. Никогда не забуду, как владыка Иоанн, покрыв омофором, читал надо мною священническую молитву, причем так близко приблизившись ко мне, что не только его руки, но его глава касалась моей, и вместе со словами молитвы, я слышал его дыхание. Он в этот момент, казалось, не только молился Богу, но как будто хотел сказать мне что-то очень важное и сокровенное. Запомнился необычный глагол: « Божественная благодать… проручествует Геннадия благоговейнейшего диакона во пресвитера». К моему великому счастью запечатлел епархиальный фотограф Ю.Костыгов на снимке. Этот снимок теперь у меня висит в кабинете.
Сразу после молитвы совершается облачение в священнические одежды с пением «аксиос». Литургия продолжается дальше и ты тут же становишься ее сослужителем – своей первой Божественной Литургии. Как мудро учредили святые отцы, что первое служение священника – самое главное: Божественная Литургия! В конце Литургии новорукоположенному священнику вручается дискос с частью агнца, который он держит над престолом до его погружения в чашу. Это длиться несколько минут, которые кажутся вечностью. Когда ты в своих руках держишь плоть твоего Господа, понимаешь, что тебе Церковь доверила самое дорогое, что есть на свете. В этот момент понимаешь великую ответственность священнического служения и чувствуешь, что в тебе что-то необратимо меняется, ты на глазах превращаешься из простого человека в священника.
После службы меня поздравляли служившие отцы. Я просил дать наставление молодому священнику. Владыка Иоанн сказал: «Теперь у тебя есть не одна семья. Теперь твоя семья будет весь твой приход». Слова оказались прямо-таки пророческими для меня.
Отец Игорь Мазур рассказал мне притчу: «Знаешь, есть такой рассказ: множество спасенных людей идут по дороге в рай, только изредка среди них видно священников. А когда идет архиерей, то люди кричат: «Расступитесь, расступитесь, владыка идет».
Вот советую тебе не забывать, что мирян больше спасается, чем духовенства. Тебе теперь труднее спастись. С тебя спрос будет другой». Я даже вздрогнул от такого наставления. Такую притчу трудно забыть.
Еще один сослуживший священник наставил меня так: «Больше всего береги страх Божий. Остальное потеряешь, можешь найти. А страх Божий потеряешь, можешь больше никогда не найти».
Новому священнику обычно благословляют на отпусте давать крест народу. Помню первое ощущение, которое охватило меня в тот момент, когда я вышел из алтаря. Я стоял с крестом, а ко мне подходили и подходили люди: знакомые и незнакомые, пожилые и молодые, мужчины, дети, - все разные. И со всеми ними я почувствовал какую-то незримую связь. У меня было ощущение, что я вошел в огромное море и, как сказано в псалме, «воды обняли меня до души моей». Служение священника можно было бы сравнить с плаванием в этом безбрежном море. Священник всегда среди людей, всегда всем нужен. Нет времени, когда можно было бы сказать, что у тебя наконец-то настал перерыв или выходной. Практически в любой момент можно услышать: «Батюшка, мне нужно с вами поговорить. Давно хотел поговорить со священником».
Меня как будто бросили в это море. С одной стороны – это море народной любви. Священнику сразу же авансом даруется огромная народная любовь, которой он и живет, которая его вдохновляет, греет и питает. С другой стороны – это море народных скорбей, нужд и грехов, которые становятся твоими. К священнику приходят с любовью, но приносят, как правило, свои скорби и нужды. Нечасто приходят поделиться радостью, чаще именно скорбью. Батюшку все грузят своими проблемами. Иногда, особенно на исповеди, напоминаешь сам себе мусорный ящик, куда приносят весь мусор своей души. В этом смирение священника – принимать и паковать все эти душевные отходы.
После рукоположения обнаружилась еще одна особенность жизни священника. Неожиданно открылась перспектива всей оставшейся жизни, горизонт практически до самого конца. Будущее всегда неизвестно, а здесь – наоборот. Я понял, что теперь каждое воскресенье я буду служить Литургию, я теперь твердо знаю, где я буду каждое воскресенье. Я не могу точно сказать, в каком городе или селе, но я знаю, что я точно буду в храме Божием. Ведь так заповедуют каноны: священник в воскресный день должен быть в храме, за три пропущенных без «благословной» причины службы он подлежит извержению из сана. И за двадцать прошедших лет только одно воскресенье я не был в храме, когда лежал в больнице после операции. Я также знаю, где я буду на Пасху, на Рождество, на Троицу. Последние двадцать лет все Пасхи я встречал в соминском храме свв.апп.Петра и Павла (кроме одной на Леушино), а Рождество Божией Матери в селе Лиственка в одноименном древнем храме. Перспектива жизни открылась как чреда литургий. И при этом каждый день приносит столько благодатных открытий, встреч, знамений и чудес Божиих, что я едва успеваю записывать их в своем дневнике.
Я благодарен Богу, за оказанную мне честь служения Ему, тем более, что я вполне реально понимаю, что на самом деле не соответствую столь высокому призванию и меня нужно было бы дисквалифицировать за профнепригодность.
20-летие обязывает оглянуться назад, подвести какие-то итоги. Это сделать довольно трудно. Легче назвать построенные и восстановленные храмы. Говорят, что каждый человек в своей жизни должен 1) построить дом, 2) вырастить сына и 3) посадить дерево.
Для священника эта мудрость означает: 1) построить храм, 2) иметь духовных чад, 3) оставить после себя слово. Я построил два храма: в пос.Подборовье - во имя св.Иоанна Кронштадтского и в пос.Заборье – в честь иконы Божией Матери Невская Скоропослушница, восстановил из руин храм Тихвинской Богоматери в селе Поток, восстанавливаю Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, основал Мемориальный Музей-Квартиру св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, принимал активное участие в создании Музея игумении Таисии в Боровичах. Что касается духовных чад, считаю таковыми всех прихожан своих храмов, всех, кто приходит ко мне на исповедь и причастие. Что касается «дерева», по моему пониманию – слова, этот блог – одна из форм этого посаженного дерева.
В жизни священника особенно проявляется евангельская мысль о том, что «сила Божия в немощи совершается». Я прекрасно понимаю, что сам никогда не сделал бы ничего, если бы не помощь Божия. Поэтому чем больше служишь, тем больше утверждаешься в вере, тем более прилепляешься к Богу. Становятся понятными слова апостола Павла: «Не я живу, но живет во мне Христос». Благодарность Богу за все Его милости и за саму возможность Ему служить – вот мой главный итог.

Свой день хиротонии первые пять лет до 1997 года я старался встречать в Александро-Невской лавре у чудотворной иконы «Скоропослушницы». А в 1997 году на дальнем приходе я заложил храм, посвятив его «Скоропослушнице» по блогословению владыки. Это посвящение связано с тем, что именно в поселке Заборье начиналась Дорога Жизни, открытая в 1941 году как раз на праздник «Скоропослушницы» 22 ноября. У нас все помнят начало блокады 8 сентября и ее окончание 27 января, а вот день открытия Дороги Жизни почему-то забывают. Мне захотелось напомнить именно об этом дне храмом у ее начала.
Храм в Заборье был освящен в 2006 году и для меня день хиротонии теперь престольный праздник этого храма. 15 лет встречаю этот день на дальнем приходе. Впрочем, в прошлом году сподобился встречать его в святой земле.
20-летие я также встречал на самом дальнем приходе. Накануне послужили Всенощное бдение. С началом припозднился, закончил ближе к полуночи. Ночевал здесь же в Заборье. Я специально никого не приглашал из батюшек, потому что приглашать в такую даль и глушь не совсем удобно. Доехать сюда по разбитым дорогам – уже немалый подвиг. Тем не менее, утром в храм приехал иерей Михаил, настоятель Свято-Ильинского храма в Ефимовском, а такде, что было для меня полной неожиданностью, иеромонах Игнатий, насельник Александро-Свирского монастыря. Втроем мы и послужили праздничную литругию, совершили водосвятный молебен с акафистом «Скоропослушнице», прошли крестным ходом с народом.
На этой службе я чувствовал за своими плечами 20 лет служения. Но каждая Литургия совершается как первая. Память о юбилее я освятил икону «Сосновской» Божией Матери, которую мне подариа еще раньше раба Божия Ольга из Лодейного поля.
Как-то она спросила, что это за икона: «Сосновская Богоматерь». Ее изображение она увидела на большом образе разных икон Божией Матери. Об этом известно, что он явился на Соловках на сосне еще в древности и является местночтимой Соловецкой святыней. Ольга благословилась написать эту икону, потому что ее родовое гнездо находится в селе Сосновка близ Тихвина. Иконописица Людмила работала над иконой долго и кропотливо. Несколько раз приходила ко мне за советами и консультацией. Когда работа была завершена, Ольга неожиданно сказала:: «Батюшка, а можно я подарю ее Вам». Я этому дару обрадовался, ибо мои дальние храмы стоят среди сосновых боров, о чем говорят и названия сел: «Подборовье», «Заборье»… Я воспринял эту икону как благословение Матери Божией на продолжение здесь моего служения.
Когда я вернулся в Птеребург, наша прихожанка Людмила, встретив меня, сказала: «Вам Матерь Божия сделала подарок к Дню Хиротонии». «Какой?» - удивился я. «22 ноября в Александро-Невской лавре проходил кинофестиваль и на нем был показан фильм режиссера Николая Макарова об иконе Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». И она мне подарила программку этого мероприятия. Да, такое совпадение действительно меня обрадовало.
Прихожане подворья подарили напрестольный Крест. Еще в октябре они спросили меня: "Что Вам подарить к 20-летию?" Я не задумываясь ответил: "Напрестольный Крест. У меня храмов много - обязательно пригодится". Крест был приобретен к поездке в Боровичи, и там, узнав о моем юбилее, этот крест мне преподнес Боровичский владыка Ефрем на Литургии. Я это воспринял как благословение матушки Таисии. Теперь так и называю: "Таисиинский крест".
Рукополжение


Tags: «Скоропослушница», Заборье, митрополит_Иоанн, священство, фотографии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

Recent Posts from This Journal