
Традиционно у нас в храме служилось всенощное бдение с литией и пением акафиста св. Иоанну Кронштадтскому на кафизмах. На полиелей выносился наперсный Крест Дорогого Батюшки.
В самый день служил Божественную Литургию, на которой причащалось много прихожан и гостей. В этот день мы совершили также традиционное паломничество в Кронштадт.
Главным событием паломничества стало принесение в Квартиру иконы, происходящей из Андреевского собора. Об этой иконе нужно рассказать подробнее. Года два назад мне позвонили из музея и сказали, что приходила одна из коренных жительниц Кронштадта. А надо сказать, что в Кронштадте кронштадтцев с дореволюционными корнями очень немного. Это объясняется тем, что после так называемого «Кронштадтского мятежа» в 1918 году, коренные жители Кронштадта были почти все репрессированы или высланы, а город был заселен переселенцами из дальних окраин России. Так была уничтожена и живая память об о.Иоанне Кронштадтском. Поэтому можете себе представить, как я обрадовался, узнав об этой посетительнице. Но мне предстояла еще большая радость, когда она рассказала, что в ее семье хранится икона из Андреевского собора.
Я созвонился с ней и договорился о встрече. Она проживает в микрорайоне Кронштадта.
Скажу честно, я волновался перед встречей с иконой из Андреевского собора. Не каждый день приходится обретать такие святыни. Андреевский собор был безжалостно уничтожен в 1932 году – в этом году, стало быть, исполнился печальный юбилей – 80-летие его разрушения. Рассказывают, что при разрушении часть икон удалось спасти, переправив их по льду Финского залива в поселок Лисий нос. Там в храме св. кн. Владимира их можно увидеть и сейчас. Ради них в храм заезжают паломнические группы. Можно было только мечтать, чтобы хоть одна икона пребывала бы в Мемориальной Квартире о.Иоанна.
Хозяйка встретила меня очень гостеприимно. Рассказала о себе, своих сродниках, старом Кронштадте. Когда же разговор дошел до иконы, она достала холст, свернутый в рулон.мы его бережно развернули и я увидел образ Божией Матери, напоминающий Киево-Печерскую икону Богородицы. Только вместо предстоящих Антония и Феодосия Киево-Печерских, здесь были изображены преп. Параскева и св.Иоанн Предтеча. Икона была написана в академической манере, сочными красками и неплохо сохранилась. Однако видно было, что снизу холст был обрезан, так что святые остались без ног.
Я был озадачен изображением именно этих святых. Их соединение казалось довольно случайным. Первая версия, которая сразу же возникла у меня, состояла в том, что это – «семейная икона», то есть с изображением небесных покровителей некоей семейной пары. Однако, эту версию я тут же отверг. На семейных иконах святые изображаются обычно на полях икон, а здесь они были слишком акцентированы. А также – то, что по правую руку от Божией Матери изображена святая жена, хотя следовало бы ожидать на этом месте покровителя главы семейства – мужа. Главной загадкой иконы стал для меня вопрос, почему св.Параскева изображена на более почетном месте, чем Иоанн Предтеча, в нарушение традиционной иконографии.
Я расспросил хозяйку (она по смирению просила не называть ее имя) о происхождении иконы. Оказалось, что икона досталась ей от ее родителей и попала в семью в 1930-е гг., когда разрушали Андреевский собор. Тогда верующие спасали святыни, тайно хранили их по домам. Эту икону также долго скрывали в семье, так что сама NN узнала о ней только будучи взрослой. Она рассказала, что ее мать свидетельствовала о том, что икона была связана с именем о.Иоанна Кронштадтского и происходила из Андреевского собора. Но вспомнить какие-либо подробности она уже не могла.
Во время рассказа я смотрел на удивительный лик преп.Параскевы и Иоанна Предтечи, обращенных лицом друг к другу. И вдруг меня осенила мысль: ПАРАСКЕВА и ИОАНН… Да ведь это – ПАРАСКЕВА ИВАНОВНА Ковригина, блаженная старица, которую св.Иоанн Кронштадтский почитал своей духовной наставницей. Видимо, икона написана в память о ней. Этим и объясняется выбор и необычное расположение святых. Это единственный вариант, который может объяснить загадку этой иконы.
Я изложил свою догадку хранительнице иконы. Она сказала. Что хочет пожертвовать образ в Квартиру Иоанна Кронштадтского.
Я вскоре отдал икону на реставрацию известному петербургскому реставратору, моей старой знакомой, Светлане Евгеньевне Большаковой. Работа оказалась сложной. Пришлось переводить старый холст на новый, наращивать его, укреплять и расчищать живопись, дописывать утраченный фрагмент. На все про все ушло почти два года, и завершена была работа только этим летом. Пока изготавливали багет, пришел сентябрь. Была мысль привезти икону в Кронштадт на память самой блаженной Параскевы Ивановны 7 октября, но тогда не получилось.
И вот теперь, в этот праздничный день, икона была наконец доставлена в Кронштадт. В Квартире я окропил ее святой водой, причем – кропилом самого Батюшки. Раз в году мы окропляем паломников и богомольцев этим кропилом именно в этот день.
В Квартире нас встретила Галина Николаевна Шпякина, правнучатая племянница Иоанна Кронштадтского по линии его матушки Елизаветы Константиновны, которая несмотря на свои 85 лет всегда в памятные дни приезжает из Петербурга в Кронштадт. Она как будто специально ожидала образ. Для паломников эта встреча в Квартире стала маленьким чудом. Мы вместе помолились пред новообретенной святыней. Галина Николаевна, сидя на стуле, который она еще перед открытием музея пожертвовала в Квартиру, поделилась семейными преданиями об Иоанне Кронштадтском и своей двоюродной прабабушке Елизавете Константиновне. Главная мысль, которую она высказала, состояла в том, что у доброго пастыря была и добрая матушка. В конце теплого рассказа она неожиданно сказала: «А я недавно написала стихи, они были навеяны добрым примером жизни св. Иоанна Кронштадтского и его матушки». Я попросил прочитать их.
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО
Спешите делать всем добро!
Ведь наша жизнь так скоротечна.
Мы все уйдем в небытие,
А доброта пребудет вечно!
Добро же делай лишь любя!
Не жди ответного деянья.
Моя душа добром жива, -
И это есть ее призванье!
Было очень трогательно услышать первое чтение стихов потомицы Иоанна Кронштадтского в его святой Квартире. Стихи прозвучали как молитва. Дай Бог, чтобы она исполнилась в нашей жизни. Я попросил Галину Николаевну записать эти стихи в книгу почетных записей, где уже есть записи двух патриархов и многих высоких посетителей.
Возвращались мы из Кронштадта с ощущением, что св.Иоанн Кронштадтский не оставил нас в день своего рождения без своих небесных подарков.


