Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Categories:

Путем князя Синеуса

Как нам отпраздновать 1150-летие Русской истории

Спрашивается, зачем нужно было объявлять этот год «Годом российской истории», если в течение года об этом событии практически никто не вспоминал?! Когда в начале года стало известно об этой инициативе, появилась надежда, что мы наконец-то вспомним, откуда мы родом, сколько нам лет, оглянемся назад и увидим, что за нами великая более чем тысячелетняя история. Как можно было бы отметить этот замечательный юбилей, сколько можно было провести мероприятий, событий, какие качественные подвижки могли произойти за этот год в общественном сознании, если бы мы достойно его встретили! На эту тему я высказывался в начале года на страницах РНЛ в статье «Как нам отпраздновать Год русской истории?», предложив целую программу празднования. К сожалению, пока что этот года скорее оказался «годом неоправданных надежд». Написали, что в Новогороде на Рюриковом городище поставили камень. Вот и все.
Почему так происходит? То ли сами подобные проекты преследуют цель выпустить пар и создать иллюзию, то ли они тихо спускаются на тормозах и бойкотируются вертикалью власти, то ли это вообще провокативные проекты, чтобы в очередной раз показать нам, что мы «ничто» и звать нас – «никак»?! Все эти вопросы невольно возникали у меня 21 сентября, когда официально праздновался «Год российской истории».
Я неравнодушен к нашей истории. Именно в ней нахожу для себя утешение, когда современность «достает». Всегда стремлюсь «соприкоснуться» с этой самой нашей историей.
В этом смысле мне Господь сделал большой подарок. Один из храмов, которые я окормляю, в самом прямом смысле является историческим. Это церковь Рождества Божией Матери в 50 км от села Сомино. Деревянный храм в деревне Лиственка Бокситогорского района построен в 1599 г., что известно из надписи на сохранившейся тябловой иконе из иконостаса. 1599 год – это второй год царствования Бориса Годунова, еще даже Смута не началась. Храм является не только древнейшим действующим храмом Санкт-Петербургской епархии, но и древнейшим деревянным действующим храмом на территории России. Табличка на храме извещает .что он является памятником архитектуры федерального значения и его охраняет госдуарство.
Ко времени императора Петра, который посещал этот край в 1712 году, храм уже сильно обветшал и был в 1720 г. перестроен. В советское время в 1932 г. был закрыт. Благодаря тому, что храм кладбищенский, его никто не трогал. В 1990-1991 гг. был отреставрирован по государственной программе. А в 1992 году накануне своего 400-летия освящен.
Вот уже двадцать лет праздник Рождества Божией Матери я встречаю именно в этом древнем храме. Когда молишься в нем, кажется, что переносишься на четыреста лет назад, и времена древних отшельников еще не прошли. Храм является самым дальним приходом Санкт-Петербургской епархии – от Питера без малого 400 км. В деревне на зиму остается два человека. Службы здесь бывают нечасто - 2-3 раза в год. Но зато каждая служба становится событием.
В этом году уж точно. Ведь как раз в этот день и вспоминалось начало русской государственности, то есть призвание варягов на Русь. И здесь было что вспомнить. Дело в том, что Лиственка находится на старой Белозерской дороге, по которой в древности ездили из Великого Новгорода на Белоозеро. Почему я об этом вспомнил? Да потому что один из братьев Рюрика - Синеус получил в удел правления именно Белозерск.
Помню, когда я в первый раз приехал в Лиственку с предыдущим настоятелем, который показывал передаваемый мне приход, он сказал: «А по этой дороге проезжал Синеус». «Куда?» - спросил я машинально, не понимая, о каком Синеусе идет речь. «В Белозерск». «Когда же это было?» - опять спросил я, не веря, что речь идет о том самом Синеусе. «Когда Рюрика призвали… Это местное предание, именно этим путем брат Рюрика ехал княжить на Белоозеро». Я был приятно удивлен причастностью моего дальнего прихода к истокам русской истории. После этого я эту саму дорогу стал уважительно называть «Синеусовой» и вообще заинтересовался личностью легендарного князя.
По летописи преподобного Нестора князь Синеус был одним из трех родных братьев конунгов, наряду с Рюриком и Трувором, призванных новгородскими славянами в 862 году на княжение в Русской земле для прекращения междоусобиц. Князь Рюрик стал княжить в Новгороде, князь Трувор получил княжение в Изборске, а Синеус получил в удел Русский Север с центром на Белоозере.
Основание государства – важнейший момент истории любого народа. Наше государство было основано особым почти сказочным образом. Карамзин удивлялся этой истории с непосредственностью поэта: «Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли небеспримерный в летописях случай... Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вводили Самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан». Наши древние предки понимали символику цифр и думаю, неслучайно призвали именно трех братьев. Их пример и образ должны были выразить идею братского триединства Русской земли. Эта формула стала своего рода кодом русской истории и на последующие века вплоть до нынешнего времени. Могли ли тогда три брата даже подумать, какое величайшее государство они основали на земле?!
О личности среднего брата Синеуса известно немного. В каком-то смысле его характеристикой может быть само имя, поскольку имена в древности князьям давались в соответствии с воинскими добродетелями. Имя Синеус, осмысляемое в славянском языке как «синий ус», тем не менее на древнескандинавском звучит как Signiutr, Signjotr, что означает - «наслаждающийся победой». Синеус «Победоносец» поселился между чудью и весью и вскоре покорил угро-финские племена мерю и мурому, положив таким образом начало собирания русских земель, в том числе тех, которые впоследствии получат название Московской Руси. Не долгим было княжение князя Синеуса. В 864 году он умер и был погребен близ Белозерска. Над его могилой в соответствии обычаем был насып погребальный холм.
Еще недавно в Белозерске о легендарном кургане знал каждый подросток. В дореволюционном учебнике истории на рисунке изображен достаточно высокий холм, а под рисунком - подпись: "Курган, известный под названием Синеусов близ Белоозера". История гласит, что первый собиратель русских земель Иван III, объезжая владения, провел первые археологические раскопки кургана Синеуса. Он распорядился прорыть 4 шурфа, достать находки, а потом засыпать, чтобы курган остался целым и невредимым.
К сожалению, после революции 1917 года с забвением исторической памяти извенилось и отношение к Синеусову кургану. Местные строители использовали курган как карьер для дешевой добычи песка. А оставшееся возвышение использовали как картофелехранилище. Картофель загнил и превратился в источник смрада. Сруб обрушился. На месте холма образовалась яма, которая и остается и доныне памятником нашей истории, за которую нам должно быть стыдно перед своими предками... Сомневаюсь, что юбилейный год что-нибудь исправил.
Исследователем и хранителем памяти кургана Синеуса является местный старожил, бывший учитель истории, художник и краевед Александр Григорьевич Лапин. Он собирает предания о князе Синеусе. По его сведениям, князь Синеус умер по пути на Белоозеро и его тело специально привезли на берег Белого Озера, воды которого считались священными, чтобы погребсти здесь со всеми почестями. По преданиям, Синеуса похоронили с особыми почестями - на коне, увешанном золотыми и серебряными украшениями, в серебряной кольчуге и с оружием. Даже остатки холма привлекают к себе внимание черных копателей. Кстати, почему бы не поставить на этом холме памятник одному из основателей Русского государства?!
Прочитав эту информацию, я подумал: если он умер по пути в Белоозеро, стало быть, это могло произойти и на нашей «Синеусовой дороге». Кстати сказать, напротив Лиственки на другом берегу реки Колпь стоит деревенька с выразительным названием Перун. Вот такая здесь древность. В общем, если кратко сказать, мы здесь на дальнем приходе стали почитателями памяти первого князя Северной Руси - Синеуса. Жаль, что его поминать нельзя, но помнить никто не возбраняет.
На проповеди я упомянул, что сегодня 1150-летие основания Государства Российского. В храме, который стоит на Русской земле уже 400 лет (из этих 1150 лет), даже такое древнее событие не кажется уже столь далеким. Да и вообще, в этом краю немного изменилось с тех пор, когда здесь проезжал князь Синеус.
Не думаю, что этому месту когда-нибудь будет грозить «нашествие» паломников или туристов. Дальность и бездорожье его надежно хранят. Посему могу предложить виртуальное паломничество с помощью фотоаппарата (фото следуют!)

Tags: Русь, Сомино, дальний_приход, история, паломничество, патриотизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments