Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Самая высокогорная Литургия на земле

Вчера на Леушинское подворье пришел иеромонах отец Игорь, Пришел по нашему замечательному русскому обычаю
"как снег на голову" без звонка, без предупреждения, так, на авось, как Бог даст. А приехал он, между прочим, с Кавказа. Слава Богу, в этот раз методика сработала, и он застал меня в храме.
У меня к нему особое отношение. У меня к о.Игорю особое отношение, как к боевому другу среди ветеранов, хотя ни на какой войне я не был. Видимся не часто, но никогда не забываю. Встречаемся с радостью, есть что вспомнить.
Мы с ним познакомились в Москве в ноябре 2003 года. Тогда по пути на Рыбинское водохранилище с иконой «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» мы заехали в Москву в храм к отцу Александру Шаргунову. На службе у него я и познакомился с иеромонахом с Кавказа - из Тырныауза. Это был день 7 ноября – день великой русской катастрофы. После литургии, на которой мы сослужили, возникла мысль в такой скорбный день пройти с иконой, которую Иоанн Кронштадтский называл Спасительницей России, с молитвой вокруг Кремля. На такой подвиг решились несколько прихожан о.Александра и отец Игорь. В тот день Красная площадь была закрыта для парадов, но нас охрана пустила на пустую площадь и мы прошли по ней с иконой. Я писал подробно об этом «параде победы Божией Матери» в книге об иконе. Интересно, что вскоре после этого празднование «Октябрьской революции» было отменено и учрежден новый праздник 4 ноября на Казанскую Богоматерь. Историческая икона в том же месяце была доставлена в Брейтово на берегу Рыбинского водохранилища и передана Ярославскому архиепископу Кириллу.
После этого о. Игорь побывал у нас в гостях в Петербурге. А в 2006 году мы в свою очередь посетили отца Игоря на Кавказе в Карачаево-Черкессии. Он служит в Приэльбрусье в Тырныаузе в том самом храме, где в 2001 году мусульманином-фанатиком был убит священник Игорь Розин. Вскоре после этого иеромонах Игорь, который был его алтарником и помощнииком, принял монашеский постриг с именем убиенного новомученика, был рукоположен во священники и продолжил служение своего наставника в том же храме св.Георгия Победоносца. Мы приезжали на день памяти отца Игоря Розина - 13 мая.
Отец Игорь стал почитателем образа Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». На апсиде своего храма он создал мозаичный образ этой иконы в рост. Алтарь обращен к дороге ведущей к Эльбрусу. Так что теперь получается, что всех, едущих на Эльбрус, встречает и благословляет Матерь Божия «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Последний раз отец Игорь был у нас на подворье лет пять назад. Мы поделились новостями и событиями своей жизни. За это время у нас произошло много изменений: выселен диспансер, разобраны перекрытия, отреставрировано несколько помещений.
Отец Игорь рассказал, что он последнее время увлекся видеопроповедью. Он создал студию на приходе под названием «Красотагоре» (можно найти поисковиком), выпускает как большие фильмы, так и краткие сюжеты, которые выставляет в интернете и тиражирует на кассетах, которые раздает бесплатно. Он создал уже два больших фильма «Разбойник» и «Мудрая дева» (оба выложены в интернете). Все его фильмы предваряет эпиграф «Хождение по радостям», а в углу экрана в течение многих сюжетов стоит логотип «Витамин Л», что означает «Витамин Любовь». Сейчас в Питер он приехал собирать материал об очередной своей героине - монахине-исповеднице Анне Иговской, оставившей проникновенные воспоминания о годах гонений.
Отец Игорь показал прямо за трапезой на столе в своем ноутбуке несколько сюжетов из приходской жизни . Особенно меня поразил его рассказ о службе на Эльбрусе.
В прошлом году на Преображение отец Игорь поднялся на вершину Эльбруса и отслужил там Литургию. Легко сказать, но попробуйте только представить, как вообще это возможно. Вначале, я удостоверился, что все верно понял.
- Вы служили на склоне или на самой вершине Эльбруса?
- Именно на Восточной вершине на высоте 5621 метров.
- Но там же ледник, снежные бури, мороз, все замерзает. Как вы смогли служить?
- Эта служба потребовала большой подготовки. Я прежде всего благословился у своего владыки Феофилакта. Он дал благословение.
- Смелый владыка. Ведь могло произойти все, что угодно.
- Мы старались все продумать. Поднимались втроем. Со мной был клирошанин и алтарник. Заранее подготовили все для службы, литургические сосуды, иконы, богослужебные книги, облачения, просфоры, вино. У нас были иконки Спасителя, Матери Божией, святителя Николая, Царственных мучеников, Феодосия Кавказского. В общем, при обычном восхождении несут по два-три килограмма, а мы поднимали почти по 15 килограмм каждый.
- Но ведь на такой высоте разряженный воздух, низкое давление, трудно дышать, требуется альпинистская подготовка.
- Мы за день до службы поднялись на канатке на высоту 3750 метров и здесь прошли адаптацию, переночевали в приюте. Дальше шли пешком. Вышли в четыре утра. Шли через седловину. На вершине были около часу дня. Была сильная буря. Выбрали относительно безветренное место для палатки. Просфорки замерли уже на высоте три тысячи метров. Поэтому прежде всего пришлось их отогревать, греть воду и вино.
- Как вы перенесли кислородное голодание?
- С Божьей помощью. Правда литургиеский пост дался нелегко. Ведь мы не могли ничего не есть ни пить в этот день с самого начала восхождения. Служили в палатке на доске ламината, который теперь стал священным предметом. Самое интересное, что как только начали служить Лиутргию ветер сразу успокоился, наступила непривычная для вершины тишина, на небе ни облачка, солнце сияло всеми лучами. Служили на русском, грузинском, греческом языках. Мой регент грузин. Пел он знаменным распевом. А стенками палатки периодически подпевал ветер. Мои спутники причастились. Проповедь была краткой: «С праздником. Вот и совершилось это событие!» Литургия длилась около двух часов. А вот спуск был тяжелым. Тут почувствовал всю усталость. Это было трудно.
- Высокий у Вас получился Фавор! Если рассудить, отец Игорь, Вы отслужили самую высокогорную Литургию на земле. Вряд ли еще где-то кто-то совершал такую службу. Вы просто рекордсмен. Вас надо в книгу Гиннеса.
- Лучше в Книгу Жизни.
- Дорогой отец Игорь, я вас искренне поздравляю с такой службой. Настоящее Преображение! Эльбрус уж точно преобразился. Теперь он стал самым высоким престолом Божиим на земле. Жаль, что меня не было с вами. Следующий раз надо послужить соборно. Вообще, все равно трудно даже себе все это представить.
- А мы взяли с собой видеокамеру и сняли службу на память, чтобы потом нам поверили.
И тут отец Игорь включил свой нотбук и я с ним оказался на вершине Эльбруса. До глубины души трогали знакомые литургические возгласы среди вечных ледников на вершине Эльбруса. Тут действительно «горе имеем сердца».
Этот сюжет можно посмотреть на ютубе: «Преображение Господне на Эльбрусе».

Tags: «Аз есмь с вами и никтоже на вы», Кавказ, Литургия, видео

• "ИМПЕРИЯ НЕ МОЖЕТ УМЕРЕТЬ". К 300-летию Российской Империи

Власть как будто бы забыла, что в 2021 году исполняется 300 лет Российской Империи Мой комментарий на РНЛ:…

• СОМИНО РУЛИТ!

Или как наш сельский храм стал городским! Дорогие браться и сестры, запомните этот адрес: город Сертолово, ул.Мира,11, корп.14. Теперь этот…

• СНЕЖНЫЕ СНЫ ПЕТЕРБУРГА

Нынешнему Петербургу снег только снится в старых дореволюционных снах. Собрал подборку прекрасных снежных фотографий дореволюционного…