Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

Как было отпраздновано 10-летие прославления иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никто же на вы»

Как-то совсем незаметно на прошлой неделе прошел юбилей иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». 23 апреля исполнилось ровно десять прославления этой иконы Священным Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Этот образ Божией Матери стал первой чудотворной иконой, прославленной Церковью в новом XXI веке и стало быть в новом Третьем тысячелетии. Один этот факт придает ей особое значение. Можно было ожидать, что образ станет источником особой благодати в наше время, но также можно было ожидать, что антицерковные силы будут не в восторге от прославления нового образа и он может подвергнуться различным нападкам. Все так и случилось.
К сожалению, 10-летие прославления иконы не было отмечено какими-то особыми торжествами ни в России, ни на Украине. По крайней мере, на сайте Черниговской епархии не сообщается о каких-либо праздничных службах или молебнах. Будем надеяться, что в самом Свято-Георгиевском монастыре в селе Даневка, где находится ныне чтимый образ, в этот день почтили образ служением Литургии и молебна.
Вместо торжеств скорее приходится говорить об обратном.
Когда 10 лет назад икона была прославлена Синодом УПЦ, тогда вряд ли кто мог предполагать, каким гонениям подвергнется чудотворная икона. То, что происходит последние три года вокруг чтимой иконы, невозможно было даже себе представить. Главным критиком иконы выступил В.П.Филимонов, которого представляют как писателя и академика (нужно сделать уточнение, что столь почетное звание он получил в общественной межрегиональной организации под названием «Петровская академия наук и искусств»).
Очередная книга (уже третья по счету) с критикой иконы «Под маской православия» Филимонова вышла в прошлом году как будто специально к 10-летию прославления образа. А в самые дни этого юбилея 25-26 апреля Филимонов отметился на церковной конференции в Рыбинске. Он был представлен как автор жития Серафима Вырицкого, однако в своем выступлении не преминул опять заявить, что икона Божией Матери неканоническая, что Серафим Вырицкий пред нею не молился и т.д., что все это выдумки. Там же Филимонов широко рекламировал и раздавал свою брошюрку против иконы.
Филимонов отрицает церковное предание о том, что икона написана в Леушинском монастыре, связана с именем Иоанна Кронштадтского и пред нею молился преподобный Серафим Вырицкий. Его право считать, как угодно. Но есть понятие церковного предания, принятого и отраженного в официальных и богослужебных текстах.
Церковное предание по своей природе является устным свидетельством, которое принимает церковь. Святитель Филарет (Дроздов) в «Пространном Православном Катихизисе» писал, что «под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам учение веры». В силу этого церковное предание часто бывает беззащитным перед внешней рациональной критикой, поскольку опирается именно на устное свидетельство, которое принимается с доверием.
Предание о молитве преподобного Серафима на камне пред этой иконой было принято церковью и зафиксировано в материалах и решениях Священного Синода Украинской Православной церкви от 23 апреля 2002 года. Оно отражено в рапорте митрополита Черниговского Антония в адрес Священного Синода, это предание зафиксировано в богослужебных текстах, составленных к прославлению иконы: в каноне, акафисте (тексты составляла настоятельница Георгиевской обители игумения Пелагия). На официальном сайте Черниговской епархии утверждается: «Образ Божией Матери, именуемый "Аз есмъ с вами и никтоже на вы" был написан по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского и освящен этим же угодником Божиим. Позднее икону получил в благословение от святого Иоанна преподобный Серафим Вырицкий (+1949), который в 1937 г. повторил перед ней подвиг преподобного Серафима Саровского - молитвенное коленопреклоненное стояние в течение 1000 дней и ночей. Сохраняемая после кончины Вырицкого старца благочестивыми людьми, икона со временем оказалась в Украине, а в 1997 г. была подарена Свято-Георгиевскому женскому монастырю в с.Даневка Козелецкого благочиния Черниговской епархии». Хотел бы особо подчеркнуть, что внизу веб-странички с этой информацией есть указание: «Все материалы, которые опубликованы на сайте, отвечают официальным документам…»
Однако Филимонов, отрицая принятое церковью предание об иконе, продолжает распространять свою версию истории иконы, тем самым смущая своими брошюрами и выступлениями множество верующих людей. Понимая, что он не может прямо вступать в полемику с Синодом УПЦ МП и оспаривать его решения, Филимонов просто-напросто умалчивает о них. Чтобы развязать себе руки, Филимонов прибег к приему подтасовки: официально принятую историю иконы он приписал мне и обратил свою «разоблачительную» критику на меня. По Филимонову получается, что это именно я (вместе с о.Херувимом) придумал, что икона написана в Леушинском монастыре, что она была освящена Иоанном Кронштадтским, что это мои выдумки, будто пред нею молился Серафим Вырицкий. Все это Филимонов называет «подлогами и ложью священника Геннадия Беловолова». То есть выражать позицию церкви - это заниматься «подлогом». Такой логики мне еще не приходилось встречать. Казалось бы, если у тебя есть неопровержимые доказательства того, что этой иконы не было в Леушинском монастыре, что Серафим Вырицкий не молился пред нею, нужно обратиться в Георгиевский монастырь, где находиться икона, или в комиссию по канонизации при УПЦ МП, или прямо в Синод, причем сделать это так, чтобы не поднимать лишнюю шумиху вокруг святыни. Но нет, Филимонов как раз этого и не делает, но активно поднимает именно шумиху вокруг чтимой иконы: он издает в Вологодской епархии свои брошюрки с критикой иконы, выступает на радио, на конференциях, сеет смуту, сознательно вводя людей в заблуждение. В своих брошюрах Филимонов постоянно апеллирует ко мне, но понимает ли Филимонов, что я не прославлял икону и не могу принимать никаких решений.
Последняя акция Филимонова в Рыбинске тем более была двусмысленна, что проходила буквально через день после юбилея 10-летия прославления иконы перед большим количеством верующих, а также в присутствии двух архиереев, которым он не преминул подарить свои брошюрки.
Как-то грустно становится, что икона, на которой Божия Матерь обращает к нам такие дивные слова «Аз есмь с вами, и никто же на вы», в день юбилея своего церковного прославления осталась в тени, даже более того, в эти дни на нее вновь была брошена тень.
Впрочем, в этой ситуации успокаивает одна мысль, которую высказал как-то старец Херувим: «Матерь Божия Сама прославит свой образ». Так получилось и в этот раз. В Череповце почитатели памяти игумении Таисии подвижницы Галина, Елена, Лидия решили в этом году, когда исполняется 170 лет со дня рождения игумении Таисии, провести в Филармоническом зале г. Череповца Таисиинский вечер. Как же они были удивлены, когда администрация предложила дату проведения памятного вечера - 23 апреля, то есть день прославления иконы. Хотя программа вечера не включала тему Леушинской иконы, тем не менее, сам факт такого совпадения объективно еще раз напомнил об иконе на череповецкой земле.
Но у меня же была своя радость в связи с этой датой. Я конечно помолился в этот день, почитал акафист. Служил на дальнем приходе в Сомино и Подборовье. Но «радость» была в другом. На прошлой неделе в Петербурге проходила ежегодная православная выставка в Манеже. Мы в ней участвуем уже много лет. На выставке был стенд и Шамординского Казанского монастыря монастыря, где я увидел икону «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» в виде открытки. Икона была необычной: она вся была вышита золотой нитью и бисером. Я расспросил шамординских матушек, сидевших за столом, об этой иконе. Оказалось, у них в монастыре существует золотошвейная мастерская и главный собор обители украшен многими вышитыми иконами. В большинстве это писаные иконы достаточно больших размеров (в среднем около 60х80см.), украшенные вышитыми окладами. Причем открытки не передают всей их красоты, как это смотрится в соборе! На паломников они производят сильное впечатление.
Мне, конечно, было интересно в первую очередь узнать об иконе «Аз есмь с вами, и никто же на вы»: в связи с чем она создана, как почитается в монастыре и самое главное - кто ее вышил? Сестры мне рассказали, что в монастыре жила монахиня Евфимия. Родом она была из Малой России, которая, как известно, богата традициями вышивки. Здесь и овладела этим искусством монахиня. Иконы она стала вышивать по благословению старца Наума. Одной из первых ее вышитых икон стала Казанская икона Божией Матери, покровительница Шамординской обители. Вначале она создавала полностью вышитые иконы с ликами, но такие иконы трудно было создавать больших размеров. Тогда она стала делать ризы на иконы с писаными ликами и появились большие храмовые образы.
Одной из вышитых икон монахини Евфимии стал образ Божией Матери «Аз есмь с вами, никтоже на вы», который та стала почитать, как только увидела его в первый раз на Украине и у нее сразу возникла мысль сделать вышитый вариант иконы. В этот образ она вложила все свое искусство и всю свою любовь к Божией Матери. Для мафория и хитона Богородицы вышивальщица подобрала богатую и красивую парчу, для плата использовала много бисера. Икона получилась красивой и праздничной. Образ понравился настоятельнице монастыря игумении Никоне и она благословила поместить его в главный собор. Это было вскоре после прославления иконы. С того времени икона Богоматери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» стала одной из чтимых в Шамординской обители.
Несколько лет назад до меня стали доходить сведения о том, что в Шамордино есть чтимый список этой иконы. Но к сожалению, я сам в последний раз в Шамордино был уже более 10 лет назад и пока не сподобился видеть этот список иконы (Хотя по такому случаю можно совершить и паломничество!)
Я спросил: жива ли сейчас матушка Евфимия? Хотелось познакомиться с такой почитательницей Божией Матери. Я уже представил, что смогу лично расспросить ее о создании иконы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Но ответ меня огорчил. Монахиня Евфимия преставилась в Шамординском монастыре в 2008 году. Когда я стал уточнять число, сестры стали вспоминать: «Это было сразу после кончины нашего святейшего, в начале декабря… 8 или 10 декабря, надо будет посмотреть у нее на крестике на могилке». Царство Небесное шамординской труженице и молитвеннице.
Хотя к сестрам на стенде постоянно подходили и заказывали требы в монастыре, я тем не менее продолжал расспрашивать их о матушке Евфимии: «Какая она была в жизни, расскажите?»
- Да она была болящая, и все равно каждый день вышивала. Это было ее главное монастырское послушание. Была очень трудолюбивой. Над иконами работала подолгу, бывало целый год трудилась. А последними ее иконами стали два образа Божией Матери «Утоли моя печали» и «Неувядамый цвет».
Над большим образом Божией Матери «Неувядаемый цвет» монахиня Евфимия работала весь последний год своей жизни и когда закончила его – почила о Господе. Почти как в житии прп.Февронии, которая также не умерла, пока не закончла вышивать. Матушка Евфимия осталась в сердцах всех, кто ее знал и оставила о себе молитвенную память в трудах над этими иконами. Ее последняя икона «Неувядаемый цвет» помещена также в Казанском соборе.
Я поблагодарил за чудесный рассказ, шамординские сестры подарили мне набор открыток с вышитыми иконами, с образом «Аз есмь с вами, и никто же на вы». Эту встречу и этот рассказ я воспринял как приглашение Матери Божией посетить Шамординскую обитель и почтить ее чтимый образ, связанный с Леушинским монастырем.
Вот так в юбилей иконы открывается, что кто-то с любовью вышивает дивный образ Богоматери, а кто-то объявляет ее неканоничной, подвергая критике… Невольно вспомнились слова Симеона Богоприимца, сказанные некогда Божией Матери, о том, что «Сей лежит… в предмет пререканий», «да откроются помышления многих сердец» (Лк.2,35). Матерь Божия «Аз есмь с вами, и ни ктоже на вы» также сегодня открывает нам, какими помышлениями наполнены наши сердца.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments