Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Category:

На реке Иордан

Мы попали на Иордан в предпоследний день нашего паломничества.
Еще когда мы формировали программу, попросили организаторов не возить нас в так называемый «Иарденит». Это место в верхней части течения Иордана, когда он только вытекает из Галилейского озера, где какая-то предприимчивая кибуца организовала место для купания, поставив это дело, так сказать, на поток. В первую мою поездку по Святой Земле на меня это произвело удручающее впечатление. Во-первых, сознание того, что это место не имеет никакого отношения к Крещению Христа в Вифаваре. Во-вторых, коммерческий подтекст всего происходящего. Тебя обязывают покупать белую рубаху – без нее якобы купаться нельзя. Путь к месту купания проходит через лабиринт сувенирного магазина… В общем, в конце концов понимаешь, что здесь тебя банально «раскручивают на деньги». Поэтому я просил, чтобы нас привезли куда угодно, пусть даже на совершенно не оборудованный берег Иордана. Хотя на месте я понял, что это пожелание практически неисполнимо в силу того, что Иордан, в большей части своего течения является государственной границей между Израилем и Иорданией. И приближаться к ней небезопасно. Но в ответ на наши просьбу мы услышали от организаторов неожиданное предложение: «Вы можете посетить непосредственно место Крещения Христа в Вифаваре». Мне казалось, что я что-то не понимаю: «Так ведь оно с 1967 года закрыто и недоступно для паломников в связи с войной Израиля и Иордании. Оно оказалось в зоне военных действий, а потом в недоступной пограничной зоне. Только раз в году в День Крещения по старому стилю к этому месту под конвоем допускали небольшую группу православных во главе с Иерусалимским Патриархом». – «Да, да. Все именно так и было вплоть до этой осени. А теперь Израильское правительство с целью привлечения паломников в страну пошло на то, что освободило коридор до Вифавары. Да, там граница, там пограничники, но тем не менее, доступ сейчас открыт для всех желающих».
К сожалению, такая важная информация у нас в России прошла как-то незамеченной. И я боялся, что не совсем точно понял организаторов. Казалось невероятным, что мы вот так просто можем побывать в месте Крещения Христа. Как потом выяснилось, израильское правительство договорилось с иорданским правительством позволить проход паломникам и туристам к месту Крещения с израильской стороны, а иорданское правительство согласилось. Сняли в аренду 100 кв метров и заплатили отступные для удобства паломников.
В этот день мы рано утром выехали из Иерусалима. Знойный пейзаж дышал утренней свежестью. Дорога свернула с основной магистрали к Иордану. Несмотря на то, что на обочинах можно было увидеть пасущихся верблюдов, вдоль дороги тянулась колючая проволока.
Когда мы вышли из автобуса, первое, что увидели, предупреждение о том, что дальше проход закрыт, и знак заминированного поля. Поэтому на Иордане сразу чувствуешь себя на линии фронта. В этот день мы приехали первыми. Единственные, кого мы встретили, были израильские пограничники – молодые парни и девушки, мирно загоравшие на берегу Иордана в шезлонгах с огромными автоматами в руках.
На другом берегу Иордана точно так же загорали иорданские пограничники. А сам Иордан в этом месте шириною около 15 метров. Так что с этого берега можно было разглядеть лица людей на том берегу.
Границу нужно было представлять силою воображения. Впрочем, наш путевод показал и ее видимый знак: «Дорогие братья и сестры! Обращаю Ваше внимание на вон тот полосатый столбик, выглядывающий из воды недалеко от берега. Это – столбик государственной границы. Если Вы заплывете за него, вы ее нарушите и окажитесь уже в другом государстве. А это чревато международным конфликтом. Поэтому совершая благодатное омовение, не теряйте бдительность».
В специальных кабинках все наши паломники переоделись в Иорданские рубахи. Многие пошили их еще в России. Некоторые привезли те самые, в которых они купаются на Крещение в Иордании. Кое-кто купил такую рубаху уже здесь, на память. Я был, наверное, единственный, кому не пришлось переодеваться, потому что служил молебен в подряснике. Во время молебна я смотрел на Иордан, который для меня был в этот момент образом, возводящим мысль к Первообразу, т.е. ко Христу.
В те времена Вифавара – это была переправа, где собиралось множество людей. Это место и выбрал для свое проповеди Иоанн Креститель. В соответствии с Евангельским описанием, Иоанн Предтеча крестил Христа на нынешнем Иорданском берегу реки. На этом месте совершилось великое чудо Богоявления. Здесь раздался Отчий глас: «Сей есть Сын мой Возлюбленный», здесь Святой Дух явился «в виде голубине», здесь Господь начал миссию спасения рода человеческого.
На молебне, естественно, я читал Евангелие о Крещении Христа. И хотя мы, конечно, не слышали гласа, не видели голубя, тем не менее, здесь глубоко переживаешь это событие. Когда я обратился к своим паломникам с благословением: «Мир всем», - увидел умилительную картину. Все 20 с лишним человек стояли в белом, как ангелы. Ветерок колебал Иорданские рубахи. На лицах были светлые улыбки. Такими я своих прихожан еще никогда не видел.

После того, как я трижды погрузил Крест в воды Иордана, мы, разойдясь на женскую и мужскую половину, стали омываться. Надо сказать, что в это время вода в Иордане прохладная, и омовение требует определенного мужества. Хотя после ледяных иорданий в России, это не так уж трудно. Понятно, что окунуться нужно как минимум три раза - по образу крещения. Хотя некоторые паломники потом омывались символически и за кого-то из своих родных.
Вода в Иордане чуть зеленоватая и мутная. Но после омовения на теле не остается никаких следов. Ощущение, что ты искупался в кристально чистой воде. Выйдя из Иордана, понимаешь, что произошло большое событие в твоей жизни. Хочется его продлить, и тут же вернуться в воду.
Омовение мы совершили с громким пением: «Во Иордане крещающейся Тебе, Господи…» При пении этого тропаря подсознательно и ассоциативно тут же всплывали картины нашего Богоявления. Для нас этот Праздник связан с понятием «крещенских морозов», купанием в прорубях, водосвятием с замерзающими на кропиле каплями святой воды… Поэтому где-то в глубине сердца был вопрос: «А где же лед, снег и мороз?» Такое Крещение не соответствует «русскому стандарту» и воспринимается как экзотика.
Пограничники довольно равнодушно смотрели на восторженное купание – видимо, привыкли.
Повторяю, мы были в это утро единственной группой паломников, но едва успели переодеться, как увидели приближающиеся три автобуса с другими группами. Как мы порадовались, что приехали пораньше и получили первую благодать.
Уезжая оттуда, я понял, что на Иордан надо ехать в начале паломничества, чтобы омыть в нем свои грехи и паломничать по Святой Земле налегке. После этого омовения я почувствовал, как будто паломничество снова только началось.


Tags: Крещение, Святая Земля, паломничество, фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments