Протоиерей Геннадий Беловолов (otets_gennadiy) wrote,
Протоиерей Геннадий Беловолов
otets_gennadiy

Гефсиманские искушения и утешения

Посещение Гефсимании и Гефсиманского сада не обошлось без искушений. Как только мы вышли из автобуса у Гефсиманского сада, как нам стали подходить какие-то арабские мужики бомжового вида и предлагать всякие мелкие сувениры. Путевод тут же предупредил ничего у них не покупать, в переговоры не вступать и рассказал пару историю, как эти продавцы-попрошайки ограбили наших туристов. Такое начало уже смазало наш духовный настрой. Потом в храме наций, где находится камень гефсиманского моления, шла католическая месса. В пустом храме человек 15 католических ксендзов, одетых во все белое, молились, воздев руки. Воспринимать такую святыню через латинскую мессу совсем не хотелось. Мы поспешили выйти.
Гефсиманский сад производит неизгладимое впечатление. Такие деревья невозможно ни представить, ни описать. Оливы, которым более 2000 лет и которые невозможно обхватить даже вдвоем. Их ветви застыли как будто в судороге перед ужасом Гефсиманской ночи. Участок с деревьями огорожен решеткой, так что к ним не подойти и не дотянуться. Все паломники стараются найти упавшую на землю веточку или листик. Мы выбрали место в стороне от туристических маршрутов. Прочитали Евангелие «моления о чаше». Хотя мы и отошли в сторону, однако туристы несколько раз проходили сквозь нашу группу. Я во время чтения старался не задеть никого из них. В общем, здесь помолиться не просто.
После этого мы последовали в Гефсиманию – так здесь называют гробницу Божией Матери. Она находится глубоко под землей, в склепе, куда ведет широкая длинная лестница. Снаружи гробница Божией Матери не выделена никаким архитектурным сооружением, кроме входного портала в подземелье. Здесь нас встретило следующее искушение. Прямо в лицо ударил мощный поток пыли. Весь спуск по лестнице ко гробу Богордицы был как будто в тумане. Дышать было трудно. При этом, стоял какой-то грохот, так что говорить было трудно. Оказалось, что в армянском приделе идут ремонтные работы. Как я понял, там шлифовали камень, и всю пещеру наполняла пыль.
На первой площадке мы приложились к гробница свв. Иоакима и Анны и Иосифа Обручника. Слава Богу, у самой гробницы Божией Матери пыли было меньше – ее вытягивало наверх. С пением тропаря Успению мы благоговейно приложились ко второй по значению святыне Иерусалима после Гроба Господня – гробу Божией Матери. Честно говоря, такая рабочая обстановка сильно мешала духовно настроиться. Я отчасти восполнил это воспоминанием о первом посещении 6 лет назад. Тогда мы встретили у Гроба Божией Матери иеромонаха из Иерусалимской Патриархии, кажется, его звали Александр. Отец Александр с большой белой бородой и с светлыми лучистыми глазами показался мне старцем и я дерзнул у него спросить, нельзя ли Причаститься на Гробе Божией Матери. Он сказал, что нужно прийти к 6 утра. На другой день, встав рано утром и пешком пройдя почти весь Иерусалим, мы пришли на Литургию. После запричастного стиха, облачившись, я вошел в Гробницу, и сподобился причаститься на Гробе Божией Матери. Прощаясь после Литургии, он неожиданно мне сунул в руки пакет. Выйдя из храма, я развернул и увидел, что там – обычные новые мужские носки. Я удивился, но тут же вспомнил, что уже два дня думал, где бы приобресть носки, поскольку мои требовали замены. Такой прозорливости я не ожидал. Потом долго хранил их.
«Аз есмь с вами, и никтоже на вы» В этот раз мы не застали никого из клира. Помолились у так называемой Иерусалимской Божией Матери, расположенной сразу за Гробницей, как бы на Горнем месте. Это – один из самых почитаемых в Святой Земле образов Богородицы, и интересно, что он был написан в России. В этот момент ко мне подошли паломники и сказали: «Батюшка, а здесь есть наша икона «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»!» Я подумал, что может быть, где-нибудь маленькую печатную репродукцию увидели, но меня подвели к стене слева от Иерусалимской Божией Матери, на которой непосредственно рядом с Гробницей висела огромных размеров старинная икона в живописном стиле, действительно напоминавшая в общих чертах иконографию Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». На ней Богородица держала Младенца перед Собою, а Тот простирал руки к молящимся. На главе Ее также был белый плат. Единственное различие – правая рука Богоматери была расположена иначе. На самой иконе не было никаких надписей. Мы с радостью пропели тропарь: «Владычице Чистая, призри Богородице…». Я спросил у нашего путевода, как здесь называют эту икону. Он сказал: «Ее никак не называют, просто почитают, особенно паломники из России. Я показал ему изображение нашей иконы и отметил их сходство. «Ну вот, теперь и будем называть «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», - отвечал он.
Надо сказать, что в Святой Земле мы встречали много икон, не отмеченных в Месяцеслове, но пользующихся почитанием. Для греков это не столь принципиальный момент. Главное, что на иконе изображена Божия Матерь. Это была наша уж третья встреча с образом Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» на Святой Земле.



Tags: «Аз есмь с вами и никтоже на вы», Божия Матерь, Святая Земля, паломничество, фотографии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments