belovolov 2

otets_gennadiy

Дневник протоиерея Геннадия Беловолова


Предыдущая запись Перепостить эту запись Следующая запись
Кирилл Лавров явился в советское время выразителем народного идеала праведника
belovolov 2
otets_gennadiy
К 85-летию со дня рождения Кирилла Юрьевича Лаврова

Сегодня, 15 сентября, исполняется 85 лет со дня рождения Кирилла Юрьевича Лаврова, одного из самых титулованных российских актеров, которого зрители любят и помнят за роли в таких фильмах как «Братья Карамазовы», «Стакан воды», «Живые и мертвые», «Мой ласковый и нежный зверь» и многих других. Напомним, что К.Лавров, скончавшийся в 2007 году, был почетным прихожанином храма св. Иоанна Богослова - в этом храме венчались его родители, здесь же он был крещен последним настоятелем протоиереем Феодором Окуневым, впоследствии принявшим мученическую кончину. Сам Кирилл Лавров также был прихожанином храма на Леушинском подворье, принимая живое участие в возрождении храма. Под его покровительством проходили традиционные Таисиинские концерты в БДТ им. Г.А.Товстоногова, посвященные дню памяти устроительницы десяти монастырей России - игумении Таисии Леушинской (1842 -1912) и открывавшие публике уникальный пласт русской духовной культуры. А незадолго до смерти, К.Лавров в праздник 110-летия основания Леушинского подворья подарил своему храму икону преподобного Сергия Радонежского, написанную иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры и освященную на его мощах.

Хочу отметить такой парадокс - в советское время соблюдались нравственные заповеди Христовы, но были гонения на Христа. Сейчас получилось с точностью до наоборот: веру как таковую не преследуют, но нравственные заповеди подвергаются откровенному поруганию. И в этом смысле нам должен быть интересен опыт советского времени, опыт того, как в системе официального безбожия, тем не менее, существовало искусство, не противоречившее Христианству, а во многих проявлениях даже выражавшее православный идеал. И к таким примерам можно отнести образ и творчество Кирилла Юрьевича Лаврова. Он сыграл знаковые роли советской эпохи, которые воплотили идеал своего времени, идеал человека, покоряющего космос, или человека, осваивающего природу, совершающего трудовые подвиги.

Кирилл ЛавровПочему К.Лавров стал народным любимцем, народным артистом не только по званию, но и по народной любви? Потому что он попал «в десятку» с тем идеалом, которым люди жили и к которому стремились. Немногим актерам удается выразить идеал своего времени, а Кирилл Юрьевич смог сделать это. Конечно, для многих и многих это, прежде всего, Королев в фильме «Укрощение огня». Лавров явился выразителем народного идеала праведника, идеала труженика, народного идеала жертвенности, бескорыстности. И, в общем-то, он таким был и в жизни. Для него, чтобы сыграть Королева, не требовалось полностью изменять свой внутренний образ, он соответствовал ему не по формальным признакам, он и был таким в своей душе, он был тем человеком, который был на передовой. В нем самом удивительно сочетались петербургская интеллигентность, русская порядочность, верность делу, верность слову, которые проявились в его жизни и даже в его смерти. Тот факт, что он погребен не на самом престижном кладбище Петербурга - я имею в виду Богословское кладбище - это очень характерный штрих для его образа. Да, конечно, он как мастер культуры должен был бы быть погребен в Александро-Невской Лавре, на Тихвинском кладбище, на так называемом, «некрополе искусств», рядом со своим учителем Георгием Товстоноговым. Но он выразил в своем завещании желание быть погребенным рядом со своей супругой, умершей за несколько лет до этого, и похороненной на Богословском кладбище. И то, что он предпочел еще при жизни семейную верность «посмертному престижу», о многом говорит.

Или же тот факт, что он завещал отпеть себя в том храме, где он некогда был крещен младенцем. И вот, спустя 70 лет он вновь пришел в этот храм, когда Леушинское подворье было возвращено, открыто, стал его прихожанином. Мне посчастливилось быть знакомым с Кириллом Юрьевичем, общаться с ним. И он тоже остался верен своему храму, он неизменно называл его «моим родным храмом». Немногие, даже воцерковленные люди, исповедуют такую верность своему родному приходскому храму. Это говорит о том, что в душе Кирилла Юрьевича живы были те нравственные черты, которые воспитала Церковь в нашем народе в течение тысячелетнего его пребывания в Православии. Это говорит о том, что официальная атеистическая пропаганда все-таки не коснулась глубины души народа, по крайней мере, лучших его представителей. Даже не будучи воцерковленными, многие деятели культуры оставались как бы стихийными христианами. И, может быть, именно поэтому так естественно в последние годы своей жизни Кирилл Юрьевич не только пришел в Церковь, в храм своего детства, но именно вошел в Церковь, стал воцерковляться.

В последний год жизни он исповедовался, причащался, его сердце горело желанием помочь родному храму. Я помню, как он сказал: «Батюшка, я так хотел бы вам помочь, но мы сейчас сами нуждаемся в помощи. Большой Драматический Театр сам ищет спонсоров, помощников, поэтому простите меня, что не могу вам помочь материально. Но если вам нужна для какой-нибудь цели наша сцена, то она в вашем распоряжении». И вот тогда родилась идея, которая до сих пор имеет продолжение, идея проводить на сцене Большого Драматического Театра ежегодные Рождественские Таисинские вечера и концерты. В нескольких вечерах участвовал Кирилл Юрьевич, благодаря его поддержке они проходили, они состоялись, и сейчас, когда его нет, руководство Большого Драматического Театра выразило желание, чтобы эти вечера продолжались. Они стали заметным событием в духовной и культурной жизни Санкт-Петербурга, и это, можно сказать, вклад Кирилла Юрьевича в дело воцерковления нашего города, это одна из православных традиций, основанной при его участии.

Для меня Кирилл Юрьевич стал живым примером того, что советский человек, советский деятель культуры на самом деле был не так далеко от Церкви. Ведь он играл и парторгов и Ленина, казалось, ему трудно будет войти в Церковь, но, тем не менее, это было как-то легко и естественно, как естественно дыхание для человека. Не случайно, наверное, буквально за три дня до кончины, может быть, предчувствуя ее, он пожелал, чтобы его любимая икона Апостолов Петра и Павла, старинная, богато украшенная позолотой, академического письма, находилась в его храме. Этот образ передали его родные и близкие на сороковой день его памяти, икона находится у нас в храме. Мы сегодня совершали поминовение Кирилла Юрьевича Лаврова, и в день его памяти, 27-го апреля, я служу всегда панихиду. Так что, Кирилл Юрьевич остается нашим прихожанином, мы помним его, и если он для всех людей - великий актер, замечательный человек, то для нас он еще и наш добрый прихожанин Леушинского подворья.

Меня пригласили принять участие в открытии мемориальной доски на доме, где жил Кирилл Юрьевич Лавров, в этом доме он прожил 40 лет с 1967-го до своей кончины в 2007-м году. В церемонии открытия приняли участие губернатор города Валентина Матвиенко, руководитель администрации Президента В.Кожин, известные деятели культуры Алиса Фрейндлих, Валерий Гергиев, Даниил Граниин, и, конечно, дети Кирилла Лаврова - заслуженная артистка России Мария Кирилловна и его сын Сергей Кириллович.

см.фотоальбом:

(Удалённый комментарий)
"приятно... понимать что ты сердцем не обманываешься когда тебе нравится этот человек"

Благодарю. Вы нашли точные слова. Я также пережил это же чувство, познакомившись с Лавровым.

(без регистрации)
Кирилл Лавров мне всегда нравился как артист.Очень прятно узнать, что он ещё был прихожанином Леушинского подворья.Всегда приятно узнать хорошее о великом актере. Прочитала Ваш рассказ и на сердце так радостно стало.

"...в советское время соблюдались нравственные заповеди Христовы..." - Кем?.. Коммунистами и комсомольцами?.. Исполнителями великих заветов великого Ленина?.. Воинствующими безбожниками?.. Взрывателями храмов?.. Убийцами русского народа и священнослужителей?.. Преследователями верующих?.. Доносчиками и палачами?.. - как интересно...

"И в этом смысле нам должен быть интересен опыт советского времени, опыт того, как в системе официального безбожия, тем не менее, существовало искусство, не противоречившее Христианству, а во многих проявлениях даже выражавшее православный идеал". - ещё более интересно... Это дерзкие "покорители" космоса, гордые насильники природы и безумные строители вавилонских башен выразили "православный идеал" в советском искусстве и кинематографе в частности?..

А вспомните демонстрации на 7 ноября. Эти колонны, пародирующие крестный ход, портреты "великих ленинцев" над головами - карикатура на хоругви, это бесконечное "Слава! Слава! Слава!", намекающая на Евангельское "Осанна!" и церковное "Аллилуйя!"... Ну чем не "проявление православного идеала"?!..

"...в советское время соблюдались нравственные заповеди Христовы..." - Кем?.. Коммунистами и комсомольцами?.. Исполнителями великих заветов великого Ленина?.. Воинствующими безбожниками?.. Взрывателями храмов?.. Убийцами русского народа и священнослужителей?.. Преследователями верующих?.. Доносчиками и палачами?.. - как интересно.

Кем? Вашим отцом и матерью, дедушкой и бабушкой. Неужели они были "доносчиками и палачами?" и пр.?!

Нет, не были. Надеюсь, и Ваши близкие люди не принадлежали ни к одной из вышеперечисленных в моём комментарии категориям.

"Хочу отметить такой парадокс - в советское время соблюдались нравственные заповеди Христовы, но были гонения на Христа. Сейчас получилось с точностью до наоборот: веру как таковую не преследуют, но нравственные заповеди подвергаются откровенному поруганию".

Батюшка, ну перечитайте свою фразу! Ещё какой парадокс получается! Вот смотрите. В советское время мои родственники и Ваши близкие соблюдали заповеди Христа. Но, следуя Вашей логике и логике Вашей фразы, теперь и мама моя (она одна у меня осталась из родственников) и Ваши близкие люди и друзья предают поруганию нравственные заповеди?!.. Получается, Вы имели ввиду отдельных людей?.. Но это совершенный абсурд! Особенно вторая часть Вашей фразы. В любую эпоху найдутся люди, которые надругаются над нравственными заповедями, и в то же время найдутся и люди, которые, не смотря ни на что, эти заповеди будут соблюдать. Наличие одних не гарантирует отсутствие других.

Впрочем, не имею к Вам ничего личного. Мне ни в коей мере не хотелось задеть Вас. Простите меня, если какие-то мои слова показались Вам обидными.

"Хочу отметить такой парадокс - в советское время соблюдались нравственные заповеди Христовы, но были гонения на Христа. Сейчас получилось с точностью до наоборот: веру как таковую не преследуют, но нравственные заповеди подвергаются откровенному поруганию".
Да я называю это парадоксом советского атеизма. Речь идет о феномене общественного сознания. (Дело не в наших родственниках!) Очевидно, что в советское атеистическое время на общественном уровне осуждался блуд и другие нарушения в этой сфере. За измену или развод можно было вылететь из партии. В наше время возрождения Православия проституция стала престижной профессией, измены и разводы - нормой жизни.

?

Log in