belovolov 2

otets_gennadiy

Дневник протоиерея Геннадия Беловолова


Предыдущая запись Перепостить эту запись Следующая запись
ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА МОРОЗЕ или Зачем преподобному Сергию деревянная чаша
belovolov 2
otets_gennadiy



Хочу поделиться своими маленькими литургическими открытиями в эти большие Рождественские морозы.
Должен сказать, что за все время моего служения на дальнем приходе — в этом году буду отмечать 25-летие — это были самые крепкие морозы, то есть я установил свой температурный рекорд.
В Заборье, где я служил Литургию, с утреца было -40 градусов. У нас в храме Скоропослушницы нет дровяной печи, и мы отапливаем храм двумя-тремя обогревателями. Оставляем на ночь и обычно хватает, и на службе вполне тепло.
Но этот раз в такие морозы храм не прогрелся до плюса. Войдя в храм перед литургией, я понял, что тут не многим теплее, чем на дворе.
Но службу, да еще на Рождество, не отменишь.
Сразу скажу, служить в сильные морозы — настоящий экстрим.
Вот как раз этими морозными заметками и хочу поделиться.
Во-первых, лампадки не зажигались. В них вместо масла был какой-то мутный студень. Прихожанки по многу раз зажигали фитильки, которые через полминуты вновь гасли и пускали прощальную струйку дыма. Хорошо, что обычные свечи не подвели и в храме мерцали огоньки.
Записки писать было не просто, паста в шариковых ручках загустела. Приходилось на них долго дышать.
Вообще, любое слово и любой возглас в храме тут же был виден в виде клуба пара. На клиросе казалось кто-то постоянно кадил.



Служить по необходимости нужно было быстро, потому что время — тепло.
В таком холоде требовалась настоящая горячая молитва. Теплохладная не проходила. Вся служба по внутреннему ощущению была горячая — горячая исповедь, горячие ектеньи, горячая проповедь. Я непроизвольно все возгласы произносил на повышенных тонах. Казалось, что так будет теплее.
Первыми стали промерзать пальцы на руках, потом на ногах. Молился переминаясь с ноги на ногу. Получилось что-то вроде литургического танца, которые вроде как существуют в какой-то восточной церкви.
К сожалению, вместо валенок одел полусапоги. Это была моя роковая ошибка. Останавливать службу для переобувания мне казалось не благоговейным.
Жалко было детей. Они ждали конца службы, потому что знали, батюшка будет раздавать подарки.
Причастия ждал как никогда: святые Дары должны были согреть как духовно, так и физически, ведь в них вливается теплота.
О запивке для прихожан нужно сказать особо. Мы готовим ее из вина, добавляя горячей воды. Но когда я открыл бутылку и попытался налить, из нее ничего не вытекло. Вино насквозь замерзло. Хорошо, что для литургии я взял вино из Сомино.
Чтобы освятить сочиво, пришлось разогревать святую воду, которая в водосвятной чаше превратилась в святой лед.




Но самое большое открытие, которое я сделал на этой морозной службе, думаю, представляет широкий интерес.
Здесь я должен вспомнить о своем семинарском прошлом. Я учился в Московской семинарии на заочном отделении. Во время сессий в Троице-Сергиевой лавре мы, батюшки-семинаристы, каждый день ходили полшестого утра на братский монастырский молебен у раки преподобного Сергия. Прикладываясь к мощам я обратил внимание на то, что рядом с мощами в небольшом киоте устроенном в иконостасе находятся литургические предметы - потир и дискос. Монах у мощей пояснил, что это литургические сосуды самого Сергия Радонежского. Я благоговейно приложился к ним, представляя одно из чудес преп.Сергия, когда во время Литургии из потира вышел огонь. Но меня особенно поразило то, что и потир и дискос были деревянными. Наверное, это от монашеской бедности Сергия, - подумал я. Об этом же писали и агиографы в его житиях и говорили местные экскурсоводы. В общем-то, это общее место.
Но вот у меня на последней службе родилась иная версия.
Когда на Херувимской я взял потир и дискос с предложенными Дарами для Великого входа, я вдруг почувствовал как холод металла подобно иголкам пронзил мои руки. Великий вход не прервешь. Оставалось идти, возглашать имена патриарха, митрополита, правящего архиерея... Все это я совершал почти скороговоркой. Возникло опасение, как бы Дары не замерзли вообще. Когда поставил потир и дискос на престол, еле разжал руки и скорее поднес их к обогревателю. Вот тут-то я и подумал: вот если бы чаша была деревянная.. И в тот же момент вспомнил потир и дискос преп.Сергия и мне все стало ясно. В крепкие морозы в холодном храме невозможно служить с металлическими сосудами. Преп.Сергий, наверняка, служил и при более сильных морозах. И деревянные сосуды были у него не от бедности, а от мороза. Кстати, металлический потир способствует быстрому замерзанию Даров при морозе, в отличие от деревянного.
А почему собственно должен быть деревянный сосуд признаком нестяжательности?! Бедность - бедностью, она должна быть личной. Но когда речь идет о чаше и дискосе, это же касается Божественной Литургии, на которой странно было бы экономить. Ведь находили же металл даже для замков и засовов. Потир чаще всего - самая благоукрашенная часть церковной утвари. Так что, думаю, дело именно в морозе. Как выяснилось. деревянные сосуды были и у других преподобных, например, у Кирилла Белоезерского, или на Соловках. Скорее всего деревянные потир и дискос использовались сезонно, в зимнее время. А в обычное время — металлический.
В общем, после этой службы у меня возникла мечта — изготовить деревянные литургические сосуды для моего дальнего прихода на случай таких 40-градусных морозов. (Дед Мороз не особенно слушает ученых с их теорией потепления). Причем хочу сделать точную копию сосудов преп.Сергия. Наверно, без этих морозов такая мысль никогда бы в голову не пришла. Как видим, и от мороза бывает духовная польза.
Приглашаю на Литургию преподобного Сергия у нас в Заборье (наверно, даже в Лавре не служат на этих исторических реликвиях)..
P.S. Главное чудо этой службы для меня состояло в том, что я не заболел. И родители не жаловались, что дети простыли. Господь сохранил!




Зачем преподобному Сергию деревянная чаша

Пользователь ortheos сослался на вашу запись в своей записи «Зачем преподобному Сергию деревянная чаша» в контексте: [...] Оригинал взят у в ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА МОРОЗЕ [...]

Re: Зачем преподобному Сергию деревянная чаша

Зачем преподобному Сергию деревянная чаша -
благодарю за удачное название.

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА МОРОЗЕ или Зачем преподобном

Пользователь maxim_korzhov сослался на вашу запись в своей записи «ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА МОРОЗЕ или Зачем преподобному Сергию деревянная чаша» в контексте: [...] Оригинал взят у в ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА МОРОЗЕ или Зачем преподобному Сергию деревянная чаша [...]

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА МОРОЗЕ или Зачем преподобном

Пользователь ortheos сослался на вашу запись в своей записи «ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА МОРОЗЕ или Зачем преподобному Сергию деревянная чаша» в контексте: [...] Оригинал взят у в ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА МОРОЗЕ или Зачем преподобному Сергию деревянная чаша [...]

В случае деревянного потира, скорее всего, надо использовать металлический внутренний вкладыш.

Чисто практически Вы правы. Это будет удобный для пользования потир.
Однако в чаше преподобного Сергия такого вкладыша нет.
Что делать? Воссоздать ли точную историческую копию, или ориентироваться на практическое использование?

Психи, сэр!
Нет дабы изучить Библию, и просто жить по ней)

Как раз в этой книге и говориться о причастии. Именно по ней мы и живем.

А вы думаете в храмах в то время не отапливали?

В сохранившихся древних деревянных храмах нет печей.

Даже не представить: как такое может быть в наше время!!! Может, котельную для церкви соорудить?

Вы, наверное, забыли, что речь идет о самом дальнем приходе СПб митрополии.
Расстояние от Питера 350 км.
В нашем селе действует только одна котельная - печь с дровами.
Но в храме ее не устроили - по технике безопасности. Все-таки храм деревянный.

Благодарю за беспокойство.
Ничего - перезимуем.
Поле таких морозов нынешние -20 кажутся уже теплынью.


Edited at 2017-01-08 20:15 (UTC)

Наблюдал такую в семинарском музее. На экскурсии всегда отмечалось, что не используют такие именно по причине впитывания Крови.

Это в наименьшей мере беспокоило Сергия, как и ранних христиан. Зато почему-то не выходит из головы у "топильщиков плит". Удивительный парадокс!

А представьте, у батюшки от мороза потрескается кожа, и ни дай Бог микроскопические брызги из лопнувших капилляров попадут в потир или на алтарь!

Некоторые наши священники на такие случаи имеют тепловую пушку (за неимением оной можно задействовать несколько ветерков), которые за 1-2 часа нагревают храм до комнатной температуры.
P.S. На ночной рождественской литургии в Александро-Невской лавре в этот раз мне показалось было около 0 или даже чуть ниже.

За 20 лет службы перепробованы все средства.
Но храм не проконопачен, есть щели. Выдувает.
В 40-й мороз ничем не прогреть.
Единственное утешение, что такие морозы бывают редко, последний раз были в 1979 году. Надеюсь на моем веку не повториться.

Это к войне. Осенью был большой урожай грибов, а сейчас вот генерал Мороз.

Дед Мороз - всегда был нашим главным министром обороны.
С ним не страшен ни Наполеон, ни Гитлер

нужно плотно спросить краснодеревщиков, а лучше - краснодеревщиков - гитарных лютье.
они подскажут, как сделать грамотный распил и особое переклеивание, чтобы дерево не лопнуло.
если взять просто древесный массив - он совершенно точно лопнет, даже если сделать металлический вкладыш.

гитарных дел мастера нам помогут!

Изначально разогревать святую воду тоже практично ,до 80-90 градусов,можно щепотку соли добавлять.И не замёрзнет и рукам тепло.
Рационализаторству нет предела--к примеру подпорка для стоп на stips-е или вино с опиатами перед процессом в значительной мере уменьшат тактильные неудобства

Edited at 2017-01-08 20:29 (UTC)

Отче, было очень интересно почитать Ваши размышления. Пришлось один раз на крещение служить на отдаленном приходе. Храм находился в степи и не отапливался.На Великом входе пронзила мысль вот бы Потир был с подогревом))больше всего боялся что вино в чаше замерзнет,т.к вино было плохое. Господь миловал. После такой службы певчая заболела. Так что эта тема актуальна. С Рождеством Христовым!


Батюшка, Вы меня понимаете.
У меня тоже такой страх был.
И наша певчая тоже заболела. Теперь лечится.
Нужен спецкурс в семинариях - "Об особенностях служения Литургии в сложных морозных условиях", а практикум предлагаю у нас приходе проходить.

Не про деревянную чашу надо думать, а про нормальное паровое отопление с тосолом или антифризом в системе и небольшую кочегарку возле храма соорудить. И обязательно все щели законопатить. Людей с детьми пожалейте, а не в романтику вдавайтесь. Вон какой храм красивый построили и отопление, думаю, не проблема.

К сожалению, доходы храма не позволяют осуществить все ваши замечательные идеи.
Остается "вдаваться в романтику".

Друзья! Вот читаю комменты и вспоминается библейский сюжет про Иова и его друзей.с малоотапливаемыми храмами не все так просто. Бывает денег банально на отопление нет, а бывает и денег нет и просто даже электричества нет, я уже не говорю про газ. У нас в епархии есть практика, по которой духовенство командируется на приходы для праздничного богослужение и мало кого интересуют эти сложности. Главное что бы служба была. Это ведь тоже отчеты в патриархию. Выход ине кажется один-или прихожан вести в близлежащие теплые храмы или... Может кто продолжит)


(без регистрации)
За двадцать лет не проконопачен храм?!

Да проконопатили. Но у нас же не стандарт европакетов

ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА МОРОЗЕ или Зачем преподобном

Пользователь yekaterina_k сослался на вашу запись в своей записи «ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА МОРОЗЕ или Зачем преподобному Сергию деревянная чаша» в контексте: [...] Оригинал взят у в ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ НА МОРОЗЕ или Зачем преподобному Сергию деревянная чаша [...]

В ответ на темы о.Андрея обычно только мат-перемат и напрашивается.
А в ответ на такие темы остаётся только плакать и молиться.
И где правда...
Неужто посередине между матом и молитвой...

Опять вы все напутали - не плакать и не молиться, а проконопатить храм и сделать печь.
Обычное дело для храмов - не придется потом ныть и рассуждать о деревянном потире.
Сколько примеров помню - рачительные настоятели в 90-х так и делали.

Вам нужны не обогреватели, а тепловая пушка! Она может потреблять столько же электричества, что и несколько обогревателей, но эффективность у неё больше, она начинает греть воздух сразу же после включения, и мгновенно вокруг неё создаётся зона тепла.

(без регистрации)
Уверен, что у настоятеля Храма, точно нашлось бы 5-6 тыс. на покупку тепловой пушки. (причём довольно крутой, за эти деньги) И включив ее за 3 часа до службы, не было бы никаких проблем вааааще. Отец Андрей, зачем Вы это делаете? Подумайте о Душе.

Вы хоть читали, что я написал.
Обогревателей всегда хватало.
Такой мороз был впервые за последние 40 лет.
Никакой пушкой не отопишь наш храм высотой почти 30 метров.
Просто храм не расчитан на такие морозы.

(без регистрации)
Люди есть разные, может быть хороший работящий человек, умный, а нет у него этого волчьего запала рыскать и находить. Вольно ж сидеть в городе и давать советы, как обогреть храм стоящий за 300 верст от Питера. Будто не знают как.
А хоть бы и было...
90-ые годы...помогаем восстанавливать храм, в области...Тормоз...От кого? От самого настоятеля. Почему? Неофитам объясняют, восстановит, место хлебное-отберут, а его на другой участок кинут.
Другое. Ну собрали денег на отопление и прочие радости, а сверху глас, раз денег на это собрал, значит и мне соберешь...
А придешь просить в епархию, то...но это уже другой хичкок...
Это т.н. реалии жизни...

Может у вас отец, и все святые там, но у нас тут в низу- как все...

что же до отопления храмов, то, как я помню из лекций по истории, отапливаться храмы на руси стали только в XVIII веке и, тем не менее, монашеские уставы не позволяли надевать на службы две рясы или шубу на рясу (самый типичный пример - устав иосифа волоцкого).

но никакого изуверства.
из ситуации выходили довольно просто - к югу от летнего холодного и каменного храма ставили маленький деревянный зимний храм с печью. он был временным и не считался даже приделом.

и вторая лирическая ремарка - о "впитывании" даров в дерево.
хочу огорчить, но вино входит в реакцию не только с деревом (физическую), но и с помянутым металлом (физико-химическую).
потому, думаю, дело не в рекомом "впитывании", а в возможности поломки потира. такая же логика прослеживалась в запретах на изготовление икон из глины и стекла - они легко ломались.

потому, формальный запрет учительного известия можно обойти грамотным проектированием деревянного потира. как я писал выше - на этом больше всех собак съели гитарные лютье. они постоянно сталкиваются с повреждением древесного массива русскими зимами - и придумали кучу всяких приемов, чтобы таких поломок избежать. нечетное перпендикулярное переклеивание, к примеру.
один из комментаторов что-то там написал о вымораживании дерева. нет такого. причина поломок древесного массива - в свойстве целлюлозных волокон принимать и отдавать влагу.
т.е. в коллоидной сорбции, которую никаким промораживанием убрать нельзя. дерево нельзя даже просто высущить до полного нуля, т.к. атомарные связи - никогда не отдают воду без полго разрушения волокон. дерево будет или разрушенным или слегка влажным - всегда.

теперь о страхе и трепете перед "учительным известием".
собственно говоря, это известие - не предание, не каноны, даже не авторитет. это просто шпаргалка, составленная ученым списчиком предпоследнего патриарха иоакима на основе такой же шпаргалки петра могилы, которая, в свою очередь, является почти точной копией введений в латинские служебники.

это, так сказать, "мысли по поводу" и не более того.
описание московской литургической практики - с явной целью установить единообразие для всех русских приходов.
никаким общеобязательным авторитетом оно не обладает. и, когда писалось, не обладало. трясутся перед известием только те, кто трясутся перед всем, что написано на бумаге. им все предание. им все авторитет.

Edited at 2017-01-09 06:32 (UTC)

благодарю за здравые мысли.
Вы, по сути, защищаете служение преп.Сергия с деревянными сосудами.
Некоторых почитаешь и усомнишься, мог ли игумен всея Руси служить с деревянным потиром

(без регистрации)
Может не в тему.... В одной подмосковной епархии / к югу/ идут конкурсы по новогодним клеем, именно новогодним ТК ставят их до 31 декабря, делают в воскр. Школах на них игрушки / диалеко не библейской тематики ,все больше непонятного вида и пола животные/ обвивают десятками метров гирлянд. Главное ставят их перед солеей загораживает напрочь иконостас ! Всю службу и целый день тысячи китайских лампочек мигают, как на дискотеке!!! А в этом году еще вышло НОВОГОДнее послание /!!!!!!!!?/ Правящего управляющего! Посмотрел ЖМП за 1980 год Патриарх Пимен в Елоховском на Рождество стоят несколько маленьких полочек без всякой мишуры и не более . На днях об' явят у кого Елка ,,круче,, !

дерево можно выварить в масле, можно провощить, можно лаком покрыть и ничего впитываться не будет

между прочим, делают же в Хохломе деревянную посуду, всякие там братины и ковши, и ничего - не трещит, столетиями пользуются в народе

Спасибо, познавательно!

Спасибо, познавательно!

?

Log in